Поиск «стерильного» нейтрино в Кабардино-Балкарии начали с набора данных

29 июля 2019, 10:08

Сотрудники Баксанской нейтринной обсерватории Института ядерных исследований РАН начали набор данных по поиску нового типа частицы нейтрино в рамках эксперимента BEST (Baksan Experiment on Sterile Transitions).

Охота на нейтрино. Как в подземельях Кавказа ловят частицу-призрак
Подземная лаборатория, радиоактивный углерод, поиски темной материи, взрывы сверхновых… Нет, это не фантастический триллер. Это Баксанская обсерватория

«Новый международный эксперимент BEST начал набор данных. Это эксперимент международного уровня, который мы готовили три года. На данный момент известно, что нейтрино может быть трех типов: электронной, тау- и мюонной, но есть гипотеза, что существует четвертый тип — так называемый „стерильный“ нейтрино. Если будет обнаружена частица нейтрино нового поколения — это станет результатом нобелевского уровня», — рассказал журналистам посетивший обсерваторию первый замминистра науки и высшего образования России Григорий Трубников. Его слова передает ТАСС.

Ученые в течение семи лет разрабатывали специальные методики и создавали оборудование, с помощью которых есть шанс обнаружить частицу нового поколения. «И вот спустя три года, 5 июля текущего года, источник был установлен внутрь детектора, труд сотен людей увенчался успехом», — добавил замминистра.

Первая статистика эксперимента появится в середине октября, а весь эксперимент продлится 7−10 лет.

Для BEST было изготовлено специальное экспериментальное оборудование, включая двухзонный бак для облучения 50 тонн металлического галлия, а также дополнительные модули систем извлечения и счета галлий-германиевого нейтринного телескопа БНО, сообщил глава коллаборации BEST, завлабораторией Института ядерных исследований РАН Владимир Гаврин.

«Будут проведены 10 экспозиций, каждая продолжительностью девять дней. Активность источника будет измеряться измерением его тепловыделения с помощью калориметрической системы и, независимо, методом гамма-спектроскопии с высокочистыми германиевыми детекторами между извлечениями для десяти измерений. Ожидаемая точность измерений интенсивности источника — не хуже 1%», — отметил он.

Первое извлечение было проведено 15 июля, последнее (десятое) запланировано на 13 октября, после чего будет вестись работа по анализу полученных данных.

В других СМИ