Отель имени злого ущелья

Фото: Sereja Vokcel/flickr.com/CC BY-NC-ND 2.0
Домбай как курорт стал развиваться в 1930 годах, в конце 60-х началось строительство горнолыжной инфраструктуры. Вместе с канатными дорогами стали строить гостиницы: «Домбай», «Горные Вершины», «Крокус», позже — «Аманауз».
Государство застраивало Домбай целиком и заботилось о практической и эстетической составляющих. Учитывалась и сейсмическую активность в этих краях: многоэтажки должны выдерживать землетрясения до 8−9 баллов.
Отель «Аманауз» получил название от протекающей рядом горной реки Аманауз. В переводе с карачаево-балкарского — «дикая, злая пасть». Река течет в самом узком ущелье Домбая, мрачном и неприступном. Здесь никогда не было и не будет дорог, гостиниц и ресторанов — ущелье слишком узкое для этого. Может, именно название и сыграло злую шутку с гостиницей. Ведь как вы яхту назовете…
Воздушный гигант на ножках
Возведение здания было начато в 1983 году. Одним из авторов проекта выступил архитектор Евсей Перченков, приверженец органической архитектуры, специалист в области строительства объектов для отдыха и туризма.
Решетчатые деревянные конструкции на балконах, в отделке фасада с лифтовыми шахтами, в поясах первого и последнего этажей делают здание более воздушным. Дерево подчеркивает связь здания с окружающей природой невероятной красоты. Ведь Домбай считается одним из живописнейших горнолыжных курортов Кавказа.
Евсей Перченков повторил здесь приемы, которые он использовал в своем первом проекте в Домбае — горнолыжной базе «Горные вершины» (1972).
При этом «Аманауз» — бруталистский дом на ножках на железобетонном каркасе. Строительство таких зданий было связано с расцветом конструктивизма в советской архитектуре. Подобные постройки делали пейзаж разнообразнее и выразительнее.

Фото: Kosmaj Project
Нижняя часть дома свободно проветривалась, что благотворно влияло на состояние стен, предотвращая их преждевременное изнашивание.
Кроме того, подъем здания на опоры позволял постояльцам экономить время: им не нужно было обходить дом, можно было спокойно проходить под ним. Это тем более актуально для горнолыжников, которые могли бы подъезжать к дверям прямо с лыжных трасс.
Балконы номеров спроектированы в виде кабинок канатной дороги. Балконы — «пчелиные соты» — служат своего рода террасами и отдельными комнатами, поскольку основное пространство номеров крайне небольшое, в традициях советского минималистского строительства.
Главная изюминка номеров — огромные, панорамные окна с видом на горы. Номера располагаются под углом в 45 градусов к коридорам для максимальной инсоляции каждого. Из-за этого стены коридора идут регулярными зигзагами.
Кстати, похожие на «Аманауз» сооружения встречаются во французских Альпах. Там, на курортах Тинь, Валь-Торанс, Авориаз и других, уютные альпийские шале разбавлены такими же многоэтажными сооружениями.
Версии, мифы и мечты о реновации
Гостиница была рассчитана на 480 мест, кроме того, в ней есть концертный зал на 630 мест. На верхнем этаже должен был располагаться панорамный ресторан, чтобы во время обеда можно было любоваться окрестными вершинами.

Фото: Kosmaj Project
Среди жителей Домбая распространено мнение, что согласно проекту здание отеля должно было вращаться, поворачиваясь вслед за солнцем. Возможно, этот миф возник из-за опор-ножек, необычных для капитальных строений. В любом случае, дочь архитектора Ольга Перченкова категорически отвергает саму возможность такого проекта.
Остается загадкой, почему строительство было прекращено на финальном этапе. Достаточно заглянуть внутрь (а в здание до сих пор проникают диггеры), чтобы понять: для запуска гостиницы оставалось поклеить обои и расставить мебель. Кое-где даже установлены двери.
По одной из версий, строительство было остановлено, потому что в фундаменте гостиницы обнаружили трещину. Но, судя по тому, что здание благополучно простояло без ремонта почти 40 лет, прочность его сомнению не подлежит. К тому же в 1993 году постановлением правительства «Аманауз» был отнесен к приоритетным объектам, подлежащим строительству и реконструкции в 1993—1995 годах. Вряд ли безнадежную гостиницу включили бы в подобный список.
По другой версии, у строителей банально закончилось финансирование. Скорее всего, дело не столько в финансах, сколько в организационной неразберихе, в которой оказалась отрасль после перестройки, полагает Ольга Перченкова. Непонятно было, кто является собственником нового отеля и кто вообще может принять его «на баланс».
Объект даже не был законсервирован, поэтому медленно, но верно разрушается. Время от времени возобновляются разговоры о его реновации, предлагались интересные архитектурные проекты, но пока «Аманауз» так и стоит заброшенным, удивляя туристов своим необычным фасадом.