{{$root.pageTitleShort}}

Мохито, гаспачо, квас: напитки по-чеченски

Если соединить родниковую воду, немецкие технологии и чеченскую фантазию, то получаются напитки, которые импортирует даже Китай

Как-то Рамзан Кадыров пошутил, что разведется с женой, если она будет готовить не из чеченских продуктов. Что грозит местным чиновникам, не поддерживающим местных производителей, источники умалчивают, но на всех официальных мероприятиях в республике пьют исключительно свою «Серноводскую минеральную» или «Серноводскую питьевую». А во время торжественного приема египетской сборной по футболу на столах можно было увидеть еще и сладкие напитки «Стом» (в переводе с чеченского — «плод»). Все это продукция «Чеченских минеральных вод» — одного из самых крупных на Кавказе заводов по производству напитков.

У истоков

Завод находится на горе над селом Серноводским. Оно известно бальнеологическим курортом на источнике, открытом еще в начале XIX века. В 2007 году местный предприниматель Алихан Дергизов решил построить завод по розливу воды, и уже через год с конвейера сошла первая бутылка серноводской минералки. Сейчас здесь выпускают 150 миллионов бутылок в год.

Чтобы добраться до завода из центра села, нужно проехать несколько километров вверх по извилистой дороге. И вот, наконец, КПП предприятия. Выше — только Черные Горы, где расположен источник, и труба с большими буквами «ФАК» — это аббревиатура Фонда Ахмата Кадырова. Фонд — владелец завода, а Алихан — генеральный директор.

Сначала — спирт!

Попасть на территорию завода не так-то просто. Накануне заказываешь пропуск, обязательно знакомишься с правилами поведения в цехах. Вход в промышленную зону — тот еще квест. Сначала надо снять украшения, надеть шапочку, бахилы и халат. Затем пройти через металлический агрегат, похожий на большой умывальник. Рассказывают, что этот «мойдодыр» стоил 300 тысяч рублей. Чтобы красный крестик на его табло сменился зеленой стрелочкой, нужно вымыть и высушить руки, а потом опустить их в камеру для дезинфекции. Чувствуешь, как кисти рук опрыскивают чем-то прохладным — как выяснилось, спиртом.

Штат предприятия — около 400 человек. Сотрудникам на вид не больше 30 лет. Большинство из них — выпускники грозненского Нефтяного университета. Начальник производственного цеха Муслим Асалаев так и сыпет непроизносимыми названиями станков и терминами, означающими разные производственные процессы. Чтобы что-то понять в его речи, приходится все время просить разъяснений.

От чая до супа

Весь путь от скважины до бутылки вода проходит за 6−8 минут. Это происходит благодаря тому, что линия производства расположена недалеко от источников. Затем начинается сортировка: в зависимости от типа конечной продукции воду обеззараживают, умягчают, обессоливают. Проще всего — с производством негазированной питьевой воды. Ее состав настолько сбалансирован, что не приходится ничего добавлять. Жидкость пропускают лишь через обычные механические фильтры, освобождая ее от песка и примесей. Далее обеззараживают при помощи ультрафиолета.

Источник около санатория Серноводск-Кавказский в Чечне

Колдовать над вкусом начинают в купажном отделении. Технолог Алихан Загалаев отвечает за соответствие продукции рецепту. Хотя сколько и чего сыпать, решает компьютер. Сахар, лимонная кислота, экстракты, ароматизаторы и концентрированные соки — вот состав сладких напитков, это 70% продукции (остальные 30% — питьевая и минеральная вода). Вкус зависит от концентратов иранского или бразильского производства. Местные фрукты и овощи, к сожалению, не перерабатывают. Но напитки завода пользуются огромной популярностью, они неотъемлемая часть чеченского праздничного стола. За неделю до праздника разговения Ураза-байрам в Серноводском образуется многокилометровая очередь грузовых машин — это оптовики приезжают за товаром.

Каждый год завод обновляет ассортимент продукции и вводит минимум два новых вида напитков. Самым ходовым считается «Черный чай» — чеченский бюджетный аналог персикового «Липтона». В день покупают 57 тысяч бутылок чая. Даже минеральная вода не пользуется таким спросом.

Но на достигнутом не останавливаются, продолжают экспериментировать со вкусами. В линейке есть не просто томатный сок, а питьевой «Гаспачо». В нем к стандартному набору ингредиентов добавляется концентрированный сок перца, экстракты базилика и морская соль.

{{current+1}} / {{count}}

Технолог Алихан Загалаев

Купажное отделение: в эти емкости засыпают ингредиенты будущего напитка

Напиток «Гаспачо» с новым вкусом

Помимо стеклянной и пластиковой тары, недавно стали использовать жестяную. Чтобы выпустить «Мохито со вкусом клубники» в металлических банках, пришлось обратиться за помощью к заводу в Твери.

Back in ЧИАССР

Лимонад «ЧИАССР» помнят все жители советской Чечни, верней, Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики. В 80-е годы он стоил около 30 копеек и был одним из самых популярных газированных напитков. Сегодня его выпускают в такой же бутылке. Это своего рода дань уважения советскому прошлому. Старый рецепт был утерян, пришлось заказывать похожий вкус у поставщиков. Сейчас эту линейку разнообразили, под известной маркой выпускают «ЧИАССР Дюшес» и напиток со вкусом барбариса.

В цехе готовой продукции можно встретить и напиток, напоминающий «Кока-колу», он называется «Кола стом». Логотип удивительно похож на оригинальный, но претензий от всемирно известного бренда пока не поступало.

{{current+1}} / {{count}}

Лимонад под известной маркой

Линия асептического розлива: преформы превращаются в бутылки

Пластиковые преформы

Больше всего здесь гордятся линией асептического розлива. Говорят, что по всей России таких всего три. Это немецкая технология, главным принципом которой является стерильность оборудования и продукции. Пластиковая тара здесь выдувается из преформ при помощи сжатого воздуха. Получившиеся бутылки сначала обрабатывают перекисью водорода, чтобы уничтожить микробов, а затем горячим паром — чтобы избавиться от остатков перекиси. Перед каждым запуском линии все машины стерилизуются. Малейший скачок напряжения фактически выводит оборудование из строя на семь часов — столько времени уходит на то, чтобы его помыть и простерилизовать.

Бутылочный вышибала

После розлива бутылки «укупоривают» — надевают на них крышку. Этот процесс тоже контролируется. На линии установлен аппарат, который проверяет каждое горлышко. Если крышка покажется ему недостаточно хорошо закрепленной, «отбраковщик» просто выбивает бутылку из линии и отправляет к бракованной продукции.

{{current+1}} / {{count}}

Конвейерная линия вызывает в памяти фантастические фильмы про победу роботов над человечеством. Тысячи пластиковых бутылок непрерывно едут по конвейеру. В день в двух цехах выпускают до четырехсот тысяч бутылок. Хеда Висаитова может открыть любую из них. Она забирает по три бутылки от каждой партии. Одну несет в лабораторию, набирает шприцом жидкость и проверяет ее на содержание сахара, примесей и других веществ. Остальные две отправляет в арбитражную комнату, где они хранятся до окончания срока годности.

— Это делается для того, чтобы, если вдруг у клиентов будут претензии к качеству или вкусу, мы могли вскрыть бутылку из той партии и проверить все лично, — поясняет Хеда.

Начальник производства добавляет, что жалобы бывают очень редко.

— Как-то один дистрибьютор нам звонил и жаловался, что наш «Лемонграсс» не тот, что раньше, есть какой-то привкус. Мы вскрыли, продегустировали, проверили записи — все в норме, все ингредиенты были добавлены по чек-листам.

Чеченский квас для китайцев

{{current+1}} / {{count}}

Жаловаться на отсутствие клиентов не приходится. Продукция завода представлена в гипермаркете «Лента», причем попасть на полку удалось бесплатно. Завоевать популярность в других регионах помогла реклама. Самой действенной, по словам сотрудников бухгалтерии, оказалась телевизионная.

Напитки чеченского завода берут и за границей. Пусть небольшими партиями, но их отгружают в Беларусь, Украину, Абхазию, Азербайджан и Казахстан. Экспортному отделу продаж удалось даже выйти на Китай — партнерам из Поднебесной понравились здешние санитарные условия.

Рядом с заводом стоит маленький фирменный магазин. Даже не верится, что здесь помещаются все 78 видов местной продукции. Но в ответ на каждый вопрос продавщица находит и протягивает нам бутылку. Покупаем «Квас со сливой». Традиционный русский напиток на основе ржаного солода разнообразили сливовым соком. Привкус сливы и правда ощущается.

Аза Исаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ