{{$root.pageTitleShort}}

Масштабное «Перемещение» Алима Пашт-Хана

50 лет, одна выставка, два музея, 140 работ. В Нальчике открылось «Перемещение» Алима Пашт-Хана, автора самой высокой фарфоровой вазы в мире и обладателя золотой медали Российской академии художеств

Алим Пашт-Хан

Сразу в двух музеях Нальчика — национальном и изобразительных искусств — 25 ноября открылась выставка скульптора, графика и художника Алима Пашт-Хана, приуроченная к его 50-летию. В рамках экспозиции запланированы две встречи-экскурсии с художником — 30 ноября в 15:00 в Музее ИЗО и 15 декабря в 14:00 в Нацмузее, но мы поговорили с Алимом еще во время монтажа работ. Что же из себя представляет «Перемещение» и какие смыслы можно в нем найти?

Рулон картин в рюкзаке

Музеи и министерство культуры Кабардино-Балкарии давно предлагали художнику сделать большую персональную выставку. По признанию Алима, было много сложных моментов, например привезти работы. То есть для того, чтобы «Перемещение» состоялось, экспонаты надо было физически переместить в Нальчик.

— Я работаю и здесь, и в Германии, часть работ была в Красноярске. Весь фарфор делал на заводе в Германии, так что его вез оттуда через Турцию. Ехал вместе с сыном, один бы не справился, — делится Алим Пашт-Хан. — Уголь, работы на бумаге, печатную продукцию я свернул в рулон чуть ли не два метра высотой и как-то уместил все в 120-литровый рюкзак для путешествий. Летом пришлось лететь через три-четыре страны.

Чего же ждать от «Перемещения»? На самом деле, чего угодно: Пашт-Хан из тех художников, которые не любят навязывать зрителю впечатления и мысли.

— Я просто показываю процесс творчества на протяжении многих лет, — отмечает Алим Пашт-Хан. — Ничего конкретного зрителю говорить не хочу. Естественно, у меня есть определенные мысли. Но вот, например, графические листы работают настолько в разных направлениях, что одно дело то, что я туда вкладывал, другое — что увидит зритель. Даже в тех работах, которые уходят в сторону концептуальности, я считаю визуальное восприятие зрителя главным. Если не будет эмоционального воздействия на зрителя, какой бы концептуальной картина ни была, в ней смысла нет.

Насекомые, фарфор и видео

На выставке представлены работы начиная со студенческих и дипломных. Саму экспозицию Пашт-Хан разделил на три темы.

— Первая — «Танец», поскольку я занимался им. Тут мои дипломные работы и последующие рисунки. Я и в Германии ходил на балет, рисовал.

Вторая тема — «Трансформация». Она связана с переездом художника в Европу и изменением взглядов на искусство в целом и собственное творчество в частности. К «Трансформации» Пашт-Хан отнес свои офорты и ксилографии, а также серию «Фоглиано».

— Она началась с эскизов в Италии и развилась в большую историю, завершением которой стала папка из восьми литографий. В этой серии, как мне кажется, тема трансформации взгляда очень хорошо видна.

Фотография вазы «Арура»

Первые две темы поселились в музее ИЗО, третья, «Микро- и макрокосмос», — в Нацмузее. Здесь работы начиная с 2000 года: насекомые, горы, абстрактные геометрические формы, фарфор, а также фотографии нескольких работ, которые переместить в музей невозможно. Например, восьмиметровая ваза «Арура», что находится в одном из музеев Германии, или 40-тонный Звездный камень с Центральной аллеи Атажукинского сада в Нальчике.

— С детства у меня была страсть к насекомым и к горам. Этот контраст меня очень интересовал. Насекомые устроены совсем не так, как мы привыкли, их скелет снаружи, своего рода доспехи. Очень интересная и завораживающая система.

Кстати, в детстве у Пашт-Хана жили разные виды насекомых, и картины художника — наблюдения. Представленные в музее работы — часть большой выставки, проходившей в Германии. Они олицетворяют микрокосмос. Макрокосмос представлен «горной» графикой и геометрией.

— Новые работы тоже такая трансформация. Здесь видны геометрические формы, они и портреты, и какие-то фигуры, и архитектура. Работа «Хрупкие доспехи», представленная на фотографии, — одна из последних моих скульптур, которая была выставлена в Берлине.

Пашт-Хан рассказывает: во время пандемии, когда музеи были закрыты, куратор из Берлина придумала выставлять произведения современных художников в витринах. Так, «Хрупкие доспехи» побывали на двух станциях берлинского метро. Из реального, нефотографического фарфора на тумбах под стеклом — тарелки с росписью, похожая на матрешку часть работы, взявшая «серебро» Международной биеннале в 2011 году в Корее, и несколько многогранников.

— Модули от вазы «Арура» должны были быть внутри нее, но при обжиге поменяли форму и размер, так что не вошли, стали самостоятельными предметами, — объясняет Алим. — А чайный сервиз заказал мне сделать фарфоровый завод. Это моя первая попытка.

«Перемещение» охватывает и еще одну сферу интересов художника. В течение всей выставки в зале Нацмузея на нескольких мониторах демострируется анимация Пашт-Хана и часть его 12-минутного фильма, за сценарий которого художник получил грант в Германии. Ленту еще нигде не показывали, так что зрителей ждет самая настоящая премьера.

Выставка проходит в Кабардино-балкарском музее изобразительных искусств имени А.Л. Ткаченко (проспект Ленина, 35) и в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республики (ул. Горького, 62) с 25 ноября по 17 декабря.

Дарья Шомахова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ