{{$root.pageTitleShort}}

«Соперники были в шоке: в коляске, еще и рука сломана»

Алина Малдзигова пережила серьезное ДТП, годы депрессии и в 42 пришла в армрестлинг. Теперь она — чемпионка мира и останавливаться не собирается

Алина Малдзигова

Два раза жизнь Алины делилась на до и после. Первый раз — 25 лет назад, когда совсем молодая девушка попала в автокатастрофу и оказалась в инвалидной коляске. Второй — в 2016 году, когда решилась пойти в спортзал.

Сейчас Алина Малдзигова из Северной Осетии — чемпионка мира по параармрестлингу, обладательница золотых медалей чемпионатов Европы и России, мастер спорта международного класса и лучшая спортсменка 2019 года с поражением опорно-двигательного аппарата в стране по версии Российской федерации армрестлинга.

Алина мечтает, чтобы этот вид спорта стал олимпийским (и тогда, как она заявляет, «держитесь!»), готовится к очередным соревнованиям и параллельно осваивает фехтование. А еще — мечтает, чтобы жить и заниматься спортом людям с инвалидностью стало удобнее.

Другая жизнь

Алина рано вышла замуж, 17-летнюю девушку украли в дом к жениху. Три года брака не стали счастливыми, с маленьким сыном на руках она ушла от мужа. Профессию так и не получила: окончить факультет физического воспитания университета в Южной Осетии, где тогда жила Алина, помешал грузино-осетинский конфликт. Чтобы поднимать ребенка, приходилось много работать. Время было сложное — Перестройка. Алина пошла в челночницы — возила товар из Грузии в Южную Осетию.

— Труд достаточно тяжелый, но хорошо оплачивался, — вспоминает она. — В тот день я возвращалась домой из Грузии, попала в серьезную аварию… Были жертвы, сидевшая рядом со мной девушка умерла, ее вытащили очевидцы, посадили, а этого делать было нельзя.

Алине первую помощь тоже оказали очевидцы. По счастливой случайности, это были медики из международной организации «Врачи без границ».

— Деньги от реализации товара я тогда везла с собой, но они пропали, не знаю, куда делись, наверное, украли, — вспоминает Алина. — Дома ни копейки не оставила, думала, завтра утром приеду, привезу. Но «завтра» это была уже другая жизнь, с которой не хотелось мириться.

«Хотела умереть, но было жаль ребенка»

Когда случилась трагедия, Алине исполнилось 22 года. Травма была не такой серьезной, чтобы навсегда быть прикованной к креслу. Но слишком поздно сделанная операция — и девушка осталась инвалидом. И долго не могла принять этот факт — отказывалась даже оформлять пенсию по инвалидности, думала вот-вот встанет на ноги, пойдет. Врачи давали шансы 50 на 50. Надежда была, но чуда не случилось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Инвалидов нельзя жалеть. Даже если очень хочется»
Российский боец ММА с ограниченными возможностями паралимпиец Чермен Кобесов — о том, за что он готов драться два раза в день

Три года Алина провела в глубокой депрессии, закрывшись дома, в четырех стенах, с занавешенными от света окнами. Она никого к себе не подпускала и не хотела видеть — кроме сына. Он и стал для нее единственным поводом жить.

— Хотела умереть, даже решила, как это сделать, но было очень жалко своего ребенка, — вспоминает спортсменка. — Думала, чуть подрастет, пойдет в школу, и тогда, потом… Так и привыкла к своей новой жизни, поняла, что хочу жить и видеть, как он растет.

Сына Алина назвала Сосланом в честь двукратного олимпийского чемпиона по вольной борьбе Андиева — тогда он только завоевал свое «золото». Спорт Алина любила всегда. В юности занималась дзюдо, была даже чемпионкой Грузии, но после замужества и рождения ребенка стало не до занятий.

Вернуться в спортзал она решилась в 42 года. По телевизору увидела передачу местного телеканала о подготовке спортсменов к соревнованиям. Набралась смелости, позвонила в прямой эфир и спросила, берут ли на занятия людей с ограниченными возможностями.

— Мне ответили: «Приходите, а там посмотрим». Пришла, попробовала себя и втянулась.

Не знала, на что способна

Так Алина стала регулярно выходить из дома, обзавелась знакомствами, стала общаться с единомышленниками. А спустя год интенсивных тренировок отправилась на первые для себя соревнования по армрестлингу среди инвалидов — в Москве проходил чемпионат России. И в первом же поединке получила серьезную травму: сломала руку.

— Меня тогда поставили против соперницы практически в два раза тяжелее меня, это сейчас я их выигрываю, а тогда не знала, на что способна. Взяли захват, и обе застопорились, один захват сорвался, потом нас привязали, я напряглась, резко потянула и услышала хруст. Так я сломала руку. Тренеру присылали видео нашего поединка, но он мне не показал, пожалел.

Алине сделали операцию. Но сдаваться она не собиралась.

— Думал, она сникнет, бросит, но нет, твердо решила, что продолжит, — рассказывает тренер Алины Маирбек Золоев. — Помню, даже заявила, что если и вторую руку сломает, это ее не остановит. Тогда понял: передо мной чемпион.

На восстановление после травмы ушел год. Два месяца спортсменка лежала дома, за ней ухаживали сын и племянница. Постепенно вернулась к тренировкам.

— До следующего чемпионата России оставалось восемь месяцев, и мы с тренером решили принять в нем участие. Когда меня увидели на соревнованиях, все были просто в шоке. Все думали, что брошу. Представьте, в коляске, еще рука сломана, — говорит Алина. — Но я даже мысли такой не допускала.

Победа вопреки

{{current+1}} / {{count}}

Маирбек Золоев (в центре). Тренировка по армрестлингу обычно длится два часа. После нее Алина занимается фехтованием

Тогда спортсменка из Осетии выиграла у десятикратной чемпионки мира, и с этой медали началась череда ее побед — на чемпионате Европы и после на всемирных соревнованиях в Румынии, где она обошла 12 соперниц.

— Потрудиться пришлось немало, в том числе мне, — говорит заслуженный тренер России Маирбек Золоев.

За свою карьеру он подготовил больше 30 чемпионов мира по армрестлингу, но работа с Алиной стала особенной.

— План методики преподавания спортсмену-инвалиду другой: подбирается с учетом его особенностей, — объясняет он. — Как такового опыта не было, пришлось учиться вместе с Алиной. С учетом того, что в спорт Алина пришла поздно, за короткий период она смогла многого достичь. Все благодаря прекрасным физическим данным. К тому же характер волевой, что для спорта немаловажно, она уверенно движется к цели и не сдается.

Сама спортсменка подтверждает: главное — желание победить. Особенно когда твои соперники в спорте по 20 лет, а ты совсем новичок.

— Победа тем более ценна, когда она вопреки. Пообщавшись с коллегами из других регионов и стран, невольно сравниваешь их условия тренировок со своими — они, мягко говоря, неравные. Я бы с удовольствием занималась хоть каждый день, но добираться из дома до спортивного зала очень сложно. Впрочем, как и выезжать на соревнования.

Мечта о машине и лучшие соления в мире

Все расходы на выездных соревнованиях, кроме дорожных, ложатся на плечи участников, а они не малые. Спортсменам с инвалидностью обязательно нужен сопровождающий, но на него никакие расходы не предусмотрены, в том числе дорога. На чемпионат мира в Румынию Алине Малдзиговой помог поехать фонд «Добро Алании», смета составила 72 тысячи рублей. Маирбек Золоев полетел со своей подопечной в качестве сопровождающего за свой счет.

— В феврале в Подмосковье будет чемпионат России, снова головная боль: где взять деньги? — говорит Алина. — Уже сейчас по чуть-чуть откладываю с пенсии.

Спортсменка ждет, когда получит призовые за победу на чемпионате Европы — 100 тысяч рублей — и мира — 150 тысяч. Мечтает о машине, но пока такой возможности нет.

— Если буду продолжать выигрывать, надеюсь, мечта станет реальностью. Водить умею, надо только освежить навыки, — говорит Алина.

— Она не только водить умеет, — добавляет Маирбек Золоев, — вы бы видели ее парник, там что только не растет. Осетинские пироги сама делает, компоты закатывает, по дому прекрасно управляется.

— Приходите ко мне в гости, — приглашает Алина, — вкуснее меня бочковые соленья никто в мире не делает, это не преувеличение!

«Наверное, мне повезло»

{{current+1}} / {{count}}

Алина с сыном Сосланом

С внуком Давидом

На чемпионате мира в Румынии по армрестлингу среди инвалидов Алина победила соперницу, не знавшую поражений десять лет

Алина надеется, что ее внук тоже пойдет в спорт. «Ему полтора года, а он все мои медали тащит, играет с ними, звенят же хорошо, — говорит она. — Когда тяг делаю, внук становится рядом и повторяет за мной, такой смешной, дышит как я, старается. По всему видно, спортсмен растет».

Алина живет в селе Сунжа. До Владикавказа относительно недалеко — 15 километров, но общественный транспорт для женщины недоступен. Такси на тренировку и обратно обходится в 700 рублей в день. Алина занимается три раза в неделю, и на дорогу до спортзала уходит почти вся ее пенсия. Выручает сын: он специально сменил работу, перестроил рабочий график и теперь может иногда возить маму во Владикавказ.

— Сын меня очень поддерживает, — рассказывает спортсменка. — Первое, что сказал, узнав о моем желании профессионально заниматься армрестлингом: «Мама, у тебя все получится!» Конечно, я хотела оправдать его веру в меня. Когда «мир» выиграла, дома родные так болели, так кричали, что на всю улицу было слышно, потом соседи рассказывали.

А Маирбек Золоев сделал у нее дома тренажер — сам варил, устанавливал, испытывал на прочность. Спортивный инвентарь сделан из подручных средств: к примеру, гантель сообразили из двух пятилитровых пластиковых бутылок, залитых бетоном. Теперь у Алины есть возможность заниматься дома, когда на дорогу нет денег.

— Но если на носу соревнования, желательно заниматься именно в спортзале, тренировки дома не дают такого результата, — объясняет Алина. — Без тренера я абсолютно ничего не достигла бы. Иногда, когда не бывает денег, он оплачивает мне дорогу.

Спортсменка надеется, что наступит время, когда она обзаведется собственными квадратными метрами — в очереди на жилье она стоит с 2000 года как малоимущая. Живет в доме у брата — он с семьей, Алина с семьей, условия стесненные, к тому же частые перебои с водой и светом.

— Хочу жить по-человечески, а не преодолевать каждый день трудности, которых в современном мире не должно быть в принципе. То, что для обычного человека не представляет сложности, для нас, инвалидов, — большая проблема. Очень тяжело быть зависимым — от людей, обстоятельств, среды, которая тебя окружает, чаще всего недоступной. Таких, как я, в Осетии много, кто мог бы приносить пользу, будь у них больше возможностей. Наверное, мне просто больше повезло.

Фариза Хадашева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Костюм — это доспехи сильной женщины». Как бренд сестер из Осетии покорил Наталью Водянову и Сати Казанову

В нарядах Z’KOD красовались модели мирового уровня, певицы и даже принцесса Саудовской Аравии, а костюмы-тройки, культовые для бренда из Владикавказа, стали символом женственности и свободы

«Кавказский акцент»: в Северной Осетии проходит первый форум креативных индустрий в СКФО

Во Владикавказе чиновники, предприниматели и эксперты обсуждают будущее моды, дизайна, архитектуры и музыки на Северном Кавказе. Яркие моменты форума — в нашем фоторепортаже