Первый этап Российской серии кольцевых гонок, прошедший в минувшие выходные на автодроме «Крепость Грозная», привлек внимание по нескольким причинам. Во-первых, из-за своей массовости: на старт за два дня в Грозном вышел 81 пилот. Это рекорд — на треть больше, чем на прошлогоднем этапе в Казани. Но главное — тут дебютировал седан LADA Vesta TCR. Заявлялось, что новое детище отечественного автопрома полностью соответствует международным стандартам и вобрало в себя все передовые технологии. Автомобиль буквально за несколько дней до гонок завершил все тестовые заезды и сразу отправился с испытательного полигона в Чечню.
«Всех лихачей загнали на автодром»
Российская серия кольцевых гонок — официальное наименование чемпионата и Кубка России. Проводится уже более 60 лет под различными названиями.

Фото: Пресс-служба СМП РСКГ
В Грозном послушать визг шин, как подсчитали организаторы, за два дня пришло около пяти тысяч зрителей. Трибуны начали заполняться задолго до начала основных этапов соревнований. Уже к квалификации зрители заняли все места. Публика оказалась разной: не только молодежь, но и совсем маленькие дети, и взрослые женщины.

— Я с детства люблю автомобили. Решил при любых условиях прийти сегодня. Болею за Honda Civic. У нее осталось то начальное, что было в машине. Сейчас в автомобилях больше маркетинга. Люди хотят то, что уже разрекламировано, и предпочитают иметь в машине всякие примочки, — делится мнением один из зрителей до начала соревнований. После старта это сделать трудно: рев моторов и визг колес был слышен далеко за пределами трассы, а перекричать рев мчащихся мимо машин на трибунах невозможно.
Трасса в Грозном, по отзывам гонщиков, не уступает другим автодромам страны.
— Трасса очень интересная. Много скоростных поворотов, — говорит мастер спорта Наталья Гольцова. — Есть два так называемых закрытых поворота, где проверяется мастерство пилота. И гонку выигрывает не тот, у кого машина с более мощным двигателем, а тот, кто правильно выбирает траекторию движения. То есть пилот с большой буквы.
Наблюдать за пилотами с большой буквы приехал и глава Чечни Рамзан Кадыров. Он появился за рулем черного внедорожника с белым салоном и пообещал собравшимся сделать «все возможное, чтобы воспитать классных гонщиков, которые прославят победами Россию». А позже в разговоре с журналистами заявил, что открытие автодрома способствовало наведению порядка на улицах Грозного.

Фото: Пресс-служба СМП РСКГ
— У нас очень много лихачей было, но мы их сюда загнали. Если кто хочет лихачить, пусть приедет, покажет, на что способен, здесь. А на дорогах должен главенствовать закон и порядок, — сказал Кадыров и признался, что тоже любит быструю езду и, когда ему нужно «получить эмоции и выбросить в кровь адреналин», приезжает на автодром. Глава республики сказал, что и сейчас у него есть желание прокатиться — но он приедет для этого отдельно. А пока отправился наблюдать за соревнованиями в «Туринге».
LADA Vesta TCR — удачный старт и горькая доля лидера

Фото: Пресс-служба СМП РСКГ
Специально для участия в этом классе гонок для команды LADA Sport Rosneft и разработали новую LADA Vesta TCR. Неудивительно, что все внимание было приковано к именно к ней.
На второй день соревнований российский седан уже никто не воспринимал скептически. Днем раньше в первой гонке класса пилоты команды — 14-кратный чемпион России Кирилл Ладыгин и призер чемпионатов и Кубков России Владимир Шешенин — дебютировали на автомобиле более чем успешно: они заняли два первых места на пьедестале. Оба говорят, что новая машина получилась действительно хорошо.
— "Лада Веста" получилась очень красивой и быстрой. Мне она очень нравится. Вчерашний результат все сказал сам за себя. Минусы незначительные, но все дорабатывается, все исправимо. Был сделан правильный расчет, и автомобиль хорошо себя показывает, — говорит Ладыгин незадолго до начала старта второго дня. — Прогноз на предстоящую гонку делать не буду, но постараемся прорваться.

Фото: Пресс-служба СМП РСКГ
Кирилл Ладыгин (Lada Sport Rosneft)
Его коллега Владимир Шешенин за пять минут до старта был уверен в своих силах:
— Машина новая, и мы будем работать и ускорять ее с каждым этапом. Машина настраивается под каждую трассу по-разному. На данный момент мы сделали очень многое, чтобы она ездила быстро. Но думаю, что нет предела совершенствованию. Сама трасса очень хорошая. Короткая, динамичная. Расслабляться на ней негде.
Но гонщиков ждал сюрприз: после первой победы организаторы чемпионата решили добавить призерам дополнительный вес (плюс 30 кг для машины победителя и плюс 10 — для обладателя второго места) и уменьшить на пять процентов мощность двигателя «Весты».

Фото: Пресс-служба СМП РСКГ
— Все это сделано в рамках правил, и никакого предвзятого отношения к нам нет. Думаю, так бы поступили по отношению к любой команде, которая показала лучший результат в первый день гонок, — объяснил ведущий конструктор «Лада спорт» Алексей Соколов.
Ну, а Ладыгин позже заявил, что после того, как машине уменьшили мощность и добавили вес, гонщикам ничего не оставалось, кроме как надеяться на удачу:
— На прямой никого не обгонишь, поэтому я берег шины, надеясь, что пилоты, оказавшиеся впереди, допустят ошибку и тогда удастся их обойти.
Обойти не удалось — и в итоге во второй соревновательный день пилоты команды заняли 6 и 7 места.
Победителем же заезда оказался Дмитрий Брагин на Audi RS3 («ТАИФ-Моторспорт»), представитель чеченской команды Akhmat Racing Виталий Дудин приехал вторым на SEAT Leon, третьим пришел Алексей Дудукало из команды LUKOIL Racing, тоже на SEAT Leon.

Фото: Пресс-служба СМП РСКГ
Тем не менее сомнений, что LADA Vesta TCR — соперник серьезный, не возникло.
— Эта машина шире серийных, у нее есть аэродинамический подвес, спортивная коробка передач, — объясняет ведущий конструктор «Лада Спорт» Алексей Соколов.
Еще на седан установили двухлитровый турбированный двигатель — правда, взяли его у Renault.
— "АвтоВАЗ" не имеет собственного наддувного мотора, поэтому был выбран мотор из линейки двигателей альянса, — поясняет Алексей. По его словам, над спортивными и серийными автомобилями работают одни и те же конструкторы. Так что рядовые любители поездить за рулем тоже ощутят «гоночный» опыт проектировщиков «Лады».
— Меняется логика конструирования, учитывается накопленный опыт, — говорит Соколов.
По мнению генерального директора программы SMP Racing Дмитрия Саморукова, развитие автомобилестроения, предназначенного для серийного производства, вообще одна из главных задач подобных соревнований.
— Яркий пример тому «Лада Веста» — красивейшая победа в первой гонке. После этого самому хочется иметь такую машину и ездить на ней. Многие пересматривают свое отношение к маркам автомобиля, тем более это касается российских марок.
Видео: Сабир Абдурахманов