{{$root.pageTitleShort}}

Триумф и поражение турбированной «Весты»

«АвтоВАЗ» выпустил новый спорткар LADA Vesta TCR и тут же отправил его на гоночный турнир в Грозный. Там было все: высокие скорости, лидерство в квалификациях и красивые гонки

Первый этап Российской серии кольцевых гонок, прошедший в минувшие выходные на автодроме «Крепость Грозная», привлек внимание по нескольким причинам. Во-первых, из-за своей массовости: на старт за два дня в Грозном вышел 81 пилот. Это рекорд — на треть больше, чем на прошлогоднем этапе в Казани. Но главное — тут дебютировал седан LADA Vesta TCR. Заявлялось, что новое детище отечественного автопрома полностью соответствует международным стандартам и вобрало в себя все передовые технологии. Автомобиль буквально за несколько дней до гонок завершил все тестовые заезды и сразу отправился с испытательного полигона в Чечню.

«Всех лихачей загнали на автодром»

Российская серия кольцевых гонок — официальное наименование чемпионата и Кубка России. Проводится уже более 60 лет под различными названиями.

На каждом этапе проходит десять гонок в пяти технических классах. Самым престижным из них является «Туринг» — в нем участвуют машины с самым мощным двигателем (350 лошадиных сил). Это BMW 320si, LADA Granta Sport, SEAT Leon Supecopa, Subaru BRZ, SEAT Leon Racer, Audi RS3 и теперь уже новая LADA Vesta.


Следующий класс — «Супер-продакшн», двигатель с 250 «лошадками»: Honda Civic, LADA Granta, Subaru BRZ и LADA Vesta. Более компактные машины (Kia Rio, Volkswagen Polo, Ford Fiesta, SEAT Ibiza, Renault Twingo, Peugeot 208, LADA Kalina NFR) участвуют в зачете «Туринг-лайт». К нему допускаются машины с мотором не больше 200 лошадиных сил.


Далее класс «Национальный», представленный в основном машинами LADA Kalina, Volkswagen Polo Sedan, Kia Rio, Ford Fiesta и Renault Sandero.


Пятый класс «Национальный Юниор» — новичок в спорте, ему только два года. Это машины отечественного производства (как правило, LADA Kalina) и седаны Volkswagen Polo с минимальными и недорогими доработками, за рулем которых — начинающие гонщики и гонщицы в возрасте от 14 до 17 лет.

В Грозном послушать визг шин, как подсчитали организаторы, за два дня пришло около пяти тысяч зрителей. Трибуны начали заполняться задолго до начала основных этапов соревнований. Уже к квалификации зрители заняли все места. Публика оказалась разной: не только молодежь, но и совсем маленькие дети, и взрослые женщины.

 — Я с детства люблю автомобили. Решил при любых условиях прийти сегодня. Болею за Honda Civic. У нее осталось то начальное, что было в машине. Сейчас в автомобилях больше маркетинга. Люди хотят то, что уже разрекламировано, и предпочитают иметь в машине всякие примочки, — делится мнением один из зрителей до начала соревнований. После старта это сделать трудно: рев моторов и визг колес был слышен далеко за пределами трассы, а перекричать рев мчащихся мимо машин на трибунах невозможно.

Трасса в Грозном, по отзывам гонщиков, не уступает другим автодромам страны.

— Трасса очень интересная. Много скоростных поворотов, — говорит мастер спорта Наталья Гольцова. — Есть два так называемых закрытых поворота, где проверяется мастерство пилота. И гонку выигрывает не тот, у кого машина с более мощным двигателем, а тот, кто правильно выбирает траекторию движения. То есть пилот с большой буквы.

Наблюдать за пилотами с большой буквы приехал и глава Чечни Рамзан Кадыров. Он появился за рулем черного внедорожника с белым салоном и пообещал собравшимся сделать «все возможное, чтобы воспитать классных гонщиков, которые прославят победами Россию». А позже в разговоре с журналистами заявил, что открытие автодрома способствовало наведению порядка на улицах Грозного.

— У нас очень много лихачей было, но мы их сюда загнали. Если кто хочет лихачить, пусть приедет, покажет, на что способен, здесь. А на дорогах должен главенствовать закон и порядок, — сказал Кадыров и признался, что тоже любит быструю езду и, когда ему нужно «получить эмоции и выбросить в кровь адреналин», приезжает на автодром. Глава республики сказал, что и сейчас у него есть желание прокатиться — но он приедет для этого отдельно. А пока отправился наблюдать за соревнованиями в «Туринге».

LADA Vesta TCR — удачный старт и горькая доля лидера

Специально для участия в этом классе гонок для команды LADA Sport Rosneft и разработали новую LADA Vesta TCR. Неудивительно, что все внимание было приковано к именно к ней.

На второй день соревнований российский седан уже никто не воспринимал скептически. Днем раньше в первой гонке класса пилоты команды — 14-кратный чемпион России Кирилл Ладыгин и призер чемпионатов и Кубков России Владимир Шешенин — дебютировали на автомобиле более чем успешно: они заняли два первых места на пьедестале. Оба говорят, что новая машина получилась действительно хорошо.

— "Лада Веста" получилась очень красивой и быстрой. Мне она очень нравится. Вчерашний результат все сказал сам за себя. Минусы незначительные, но все дорабатывается, все исправимо. Был сделан правильный расчет, и автомобиль хорошо себя показывает, — говорит Ладыгин незадолго до начала старта второго дня. — Прогноз на предстоящую гонку делать не буду, но постараемся прорваться.

Кирилл Ладыгин (Lada Sport Rosneft)

Его коллега Владимир Шешенин за пять минут до старта был уверен в своих силах:

— Машина новая, и мы будем работать и ускорять ее с каждым этапом. Машина настраивается под каждую трассу по-разному. На данный момент мы сделали очень многое, чтобы она ездила быстро. Но думаю, что нет предела совершенствованию. Сама трасса очень хорошая. Короткая, динамичная. Расслабляться на ней негде.

Но гонщиков ждал сюрприз: после первой победы организаторы чемпионата решили добавить призерам дополнительный вес (плюс 30 кг для машины победителя и плюс 10 — для обладателя второго места) и уменьшить на пять процентов мощность двигателя «Весты».

— Все это сделано в рамках правил, и никакого предвзятого отношения к нам нет. Думаю, так бы поступили по отношению к любой команде, которая показала лучший результат в первый день гонок, — объяснил ведущий конструктор «Лада спорт» Алексей Соколов.

Ну, а Ладыгин позже заявил, что после того, как машине уменьшили мощность и добавили вес, гонщикам ничего не оставалось, кроме как надеяться на удачу:

— На прямой никого не обгонишь, поэтому я берег шины, надеясь, что пилоты, оказавшиеся впереди, допустят ошибку и тогда удастся их обойти.

Обойти не удалось — и в итоге во второй соревновательный день пилоты команды заняли 6 и 7 места.

Победителем же заезда оказался Дмитрий Брагин на Audi RS3 («ТАИФ-Моторспорт»), представитель чеченской команды Akhmat Racing Виталий Дудин приехал вторым на SEAT Leon, третьим пришел Алексей Дудукало из команды LUKOIL Racing, тоже на SEAT Leon.

Тем не менее сомнений, что LADA Vesta TCR — соперник серьезный, не возникло.

— Эта машина шире серийных, у нее есть аэродинамический подвес, спортивная коробка передач, — объясняет ведущий конструктор «Лада Спорт» Алексей Соколов.

Еще на седан установили двухлитровый турбированный двигатель — правда, взяли его у Renault.

— "АвтоВАЗ" не имеет собственного наддувного мотора, поэтому был выбран мотор из линейки двигателей альянса, — поясняет Алексей. По его словам, над спортивными и серийными автомобилями работают одни и те же конструкторы. Так что рядовые любители поездить за рулем тоже ощутят «гоночный» опыт проектировщиков «Лады».

— Меняется логика конструирования, учитывается накопленный опыт, — говорит Соколов.

По мнению генерального директора программы SMP Racing Дмитрия Саморукова, развитие автомобилестроения, предназначенного для серийного производства, вообще одна из главных задач подобных соревнований.

— Яркий пример тому «Лада Веста» — красивейшая победа в первой гонке. После этого самому хочется иметь такую машину и ездить на ней. Многие пересматривают свое отношение к маркам автомобиля, тем более это касается российских марок.

P. S. В этот же день в Грозном презентовали гоночную серию Akhmat Race — 2017, она пройдет в начале октября. Призовой фонд составит 5 миллионов рублей.

Видео: Сабир Абдурахманов

Мурад Мурадов

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ