{{$root.pageTitleShort}}

Джеоргуба — осенний праздник в честь осетинского святого

В Осетии нет семьи, которая не приготовила бы в этот день пироги. А многие все вместе едут в горы — помолиться в древнем святилище

У входа в дзуар над аркой висят два старинных церковных колокола — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах

Каждый год в конце ноября в горное село Дзивгис в Северной Осетии съезжаются семьи со всей республики, чтобы помолиться вместе. Здесь, в сорока километрах от Владикавказа, располагается культовый комплекс, посвященный осетинскому святому Уастырджи. Святилище так и называется — «Дзывгисы Уастырджи дзуар» (в осетинском языке слово «дзуар» имеет несколько значений: крест, святилище, святой). Сюда приезжают в воскресенье во время праздника Джеоргуба — его отмечают в течение недели. Гостей встречает главный дзуарлаг (буквально «мужчина святилища»), то есть смотритель святого места, Казбек Елканов.

Праздник Джеоргуба в честь святого Уастырджи широко отмечается в Северной и Южной Осетии в последнюю неделю ноября. В 2019 году Джеоргуба был внесен в календарь праздников Северной Осетии и первый понедельник праздника стал официальным выходным.

— Праздник Джеоргуба у осетин считается одним из самых почитаемых и по традиции приурочен к осени, когда все сельскохозяйственные работы окончены. Люди режут быков и баранов, молятся, посещают святые места. Всю праздничную неделю каждая семья накрывает стол с тремя пирогами и мясом, приглашает друзей и соседей, — рассказывает он.

Святой Уастырджи считается покровителем мужчин и путников, защитником слабых и угнетенных. Многие жители Осетии ассоциируют образ Уастырджи с образом христианского святого Георгия — с осетинского языка Уастырджи переводится дословно так: «уас» — святой, «стыр» — великий, «джи» — Георгий.

Казбек Елканов

Казбек Елканов встречает всех прибывших молитвой и благословляет надочажной цепью — для осетин этот ушедщий в прошлое элемент домашней обстановки имеет сакральное значение. Считается, что цепи — связующее звено между Всевышним и человеком.

— Каждый осетин раз в год должен пройти обряд благословения надочажной цепью, которые даны нам Богом, — объясняет смотритель. — В этом месте сильная энергетика, и надочажная цепь избавляет человека от всего плохого, очищает его мысли.

Дзуар условно поделен на две части — женскую и мужскую. Мужчины подходят к столу, за которым стоит Казбек Елканов, и молятся вместе с ним. Стол в осетинской традиции — алтарь для молитвы. В этот день на нем по традиции только три пирога, три ребра жертвенного животного и осетинское пиво. После молитвы мужчины и мальчики подходят ко второму смотрителю, Казбеку Ваниеву, за благословением — в руках у него надочажная цепь. Женщин благословляет сам Казбек Елканов. Некоторые приходят с атласными лентами и повязывают их в дзуаре, обращаясь к святому с молитвами и просьбами.

{{current+1}} / {{count}}

После того, как смотритель помолится над привезенными пирогами, мясом и пивом, люди проходят внутрь и садятся за стол. Молитвенное застолье длится недолго: новые гости все прибывают, и им уступают места. В святилище стоит бочка с осетинским пивом — его сварили ровно год назад в это же время. Каждый наливает себе немного, чтобы отвезти домой и угостить тех, кто не смог посетить святое место.

Анна Кабисова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ