{{$root.pageTitleShort}}

Размышление. Познание. Жертвоприношение

Волонтеры, благотворительные фонды, старинные кастрюли, вареное мясо: как отмечает Курбан-Байрам кавказская часть российской уммы – одной из крупнейших мусульманских общин мира

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Когда-то пророк Ибрахим (библейский Авраам) провел этот день в размышлениях над посетившим его ночью видением: во сне ему повелели принести в жертву своего сына. Этот день – восьмой день месяца зуль-хиджа, 12-го месяца по лунному мусульманскому календарю – сейчас называют Днем размышления. Это первый день хаджа – паломничества мусульман со всего мира в Мекку. Ибрахим в тот день решил, что сон – наваждение от шайтана (сатаны).

Но на следующее утро Ибрахим проснулся уверенным, что получил знамение именно от Аллаха: он увидел тот же самый сон. Сейчас это День познания – второй день хаджа, собственно день паломничества.

На третий день Ибрахим снова увидел тот же сон и рассказал о божественном знамении сыну Исмаилу (библейский Измаил). Сын его тоже был пророком, и он сказал отцу, что они должны покориться воле Аллаха и совершить жертвоприношение.

Они покорно отправились туда, где сейчас находится Мекка, чтобы принести Исмаила в жертву. Но случилось чудо – нож не причинял Исмаилу вреда. И тогда явился ангел Джибриль (архангел Гавриил), возвестивший, что Аллах не нуждается ни в каких жертвоприношениях, а это было испытание от Создателя. И Ибрахим выдержал его.

Им был послан из рая барашек, которого отец с сыном заклали в жертву Всевышнему. Сейчас десятый день месяца зуль-хиджа – это третий день хаджа, День жертвоприношения, начало праздника Ид аль-Адха, известного в России по его тюркскому названию – Курбан-Байрам. В этот день и в последующие два дня мусульмане всего мира совершают подобное жертвоприношение, независимо от того, в Мекке они или нет.

Алихан, Москва

«Мусульмане Москвы в этот день рано утром идут в мечеть на праздничную проповедь и молитву. По обычаю перед выходом нужно принять душ, умаститься благовониями, надеть нарядную одежду. В мечети верующие до начала молитвы произносят праздничный зикр (восхваление Аллаха), хором нараспев повторяя: «Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля илляха илля Ллаху! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Уа иляхи-ль хамд!» («Бог Велик! Бог Велик! Нет Божества, кроме Единого Бога! Бог Велик! Бог Велик! Вся Хвала принадлежит Ему!»). Затем начинается праздничная проповедь. Имам по традиции рассказывает об истории праздника.

После совершения праздничной молитвы московские верующие едут в Подмосковье, где приготовлены специальные места для совершения жертвоприношения. Вечером приглашают в гости друзей, родственников. Праздник продолжается в течение трех дней. В эти дни мусульмане ходят друг к другу в гости даже без приглашения. Двери в любой мусульманской семье открыты для всех. На стол ставят блюда традиционной национальной кухни, у каждого народа свои - у меня в семье, например, жена готовит лакские блюда, мать – осетинские. Мусульмане в эти дни обмениваются подарками. В основном дарят друг другу носки, носовые платки, детям – игрушки, сладости, орехи»

Жертвенные животные могут быть разными – кто-то приносит в жертву корову, где-то даже предпочитают верблюдов. Кавказские же мусульмане, как и многие их единоверцы из других стран, обычно останавливают свой выбор на баране.

В городах и селах, где проживают преимущественно мусульмане, возникают где стихийные, где организованные рынки: там люди покупают баранов, там же им могут помочь правильно, с соблюдением всех канонов ислама, принести животных в жертву.

От одной семьи полагается принести в жертву одно животное. Мясо делят на три части: треть отдают бедным, из второй трети в тот же день готовят еду, которой угощают близких, родственников, гостей, друзей, соседей, оставшееся мясо остается в семье.

Праздник не ограничивается десятым днем месяца зуль-хиджа и длится три дня. Совершить жертвоприношение можно в любой из этих праздничных дней.

Асият, село Верхняя Балкария, Кабардино-Балкарская Республика

«В нашем селе в первый день Курбан-Байрама люди ходят друг к другу в гости. Толпы народа ходят по улицам! Обязательно навещают всех старших в роду, в округе, в селе. Людям старшего поколения в этот день оказывают уважение все без исключения: и родственники, и соседи. Утром, как и везде, праздничный молебен в мечетях. Затем мужчины идут на кладбище, посещают могилы близких людей. Потом расходятся по домам – к их приходу женщины уже ждут с накрытыми столами. После трапезы в кругу семьи мужчины режут барана – совершают, собственно, обряд жертвоприношения. Женщины посещают кладбище во второй половине дня, когда мужчины уже уйдут.

Из мяса жертвенного барана непременно нужно что-то приготовить в тот же день. Например, моя бабушка была очень религиозной и в день Курбан-Байрама ничего не ела и не пила, пока не попробует мяса жертвенного животного»

Волонтеры благотворительных фондов стали в последние годы неотъемлемой частью Курбан-Байрама на Кавказе. Для них этот праздник – самое горячее время. Фонды берут на себя все хлопоты по покупке и закланию животных и раздаче мяса нуждающимся.

Жертводателям даже достаточно просто перечислить деньги, не обязательно самому заниматься жертвенным животным. Затраты в этом году – около 7 тысяч рублей за барана. В дагестанском благотворительном фонде «Чистое сердце» рассказывают, что в прошлом году его волонтеры раздали малоимущим семьям 4 тонны мяса, помогли накормить почти тысячу семей.

О благотворительных акциях сообщается в прессе и на телевидении заранее. Искать нуждающихся не приходится – они сами звонят в фонд, и после проверки их вносят в специальный список.

Магомед, село Салда, Республика Дагестан

«У нас в селении в Курбан-Байрам все мужчины приходят к мечети, режут баранов, собирают дрова, разжигают костер и варят мясо. В селе есть большие кастрюли, им несколько сотен лет, их хранят при мечети – вот в них и варят баранину. Потом всем селом идут к кладбищу, делают всем джамаатом дуа (молитву) за умерших. В примечетском помещении режут на куски вареное мясо и раздают каждому дому исходя из количества людей в одной семье. Часть угощения мужчины съедают там же, все вместе, остальное забирают домой. Вот такой существует ритуал. Имам обычно предупреждает, чтобы это мясо не употребляли со спиртным, чтобы сохраняли отдельно от других продуктов, чтобы оно не попало на застолье, где пьют»

Дата празднования Курбан-Байрама неизменна в мусульманском календаре – первый день приходится на 10 число месяца зуль-хиджа. В распространенном же во всем мире григорианском солнечном календаре дата движется «назад», обычно на 11 дней. Так происходит из-за того, что 12 месяцев года по мусульманскому календарю длятся не 365 дней, а умещаются в 354 дня (если год не високосный).

В этом году 10-е зуль-хиджа выпало на 24 сентября. Соответственно, праздничный дни продлятся с 24-го по 26-е.

В большинстве мусульманских стран или первый день Курбан-Байрама, или все три праздничных дня объявляют нерабочими. Не являются исключением и российские регионы с преимущественно мусульманским населением, в том числе регионы Северного Кавказа.

В пяти из шести республик Северо-Кавказского федерального округа день 24 сентября, на который пришелся Курбан-Байрам в 2015 году, стал выходным. В Чечне же еще и перенесли воскресный выходной на пятницу, 25 сентября, поэтому здесь будут отдыхать три дня подряд.

Руслан Салахбеков, Ахмед Байгереев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ