Те, кто видел фотографии черкешенок конца XIX — начала XX века, наверняка помнят их длинные платья с витиеватыми узорами. Чтобы расшить золотыми нитями такой наряд, девушке требовалось два года. Несмотря на трудоемкость, сейчас мастерицы возрождают традиционное адыгское золотное шитье.
Путь к золоту
— Когда я поступила в университет на отделение декоративно-прикладного искусства, думала, что буду рисовать, — рассказывает владелица студии золотных ремесел в Нальчике Марина Куажей. — А оказалось, что нужно выбирать из ремесел. Я выбрала золотошвейное искусство: впечатлилась изделиями старшекурсников и решила, что хочу научиться такой же красоте.
Через пару лет после первых уроков вышивки Марина пошла дальше: стала плести галуны — плотные ленты, традиционно используемые в нарядах адыгов, и заниматься басонным плетением — с помощью этой техники делают кисти и другие элементы одежды.
В итоге традиционные ремесла стали для Марины профессией. Она делает изделия на заказ и уже сама обучает других девушек. Говорит, что к ней приходят «настоящие ценительницы родной культуры» — те, кто хочет не только прикоснуться к ремеслу предков, но и нести его дальше.
Быстрая игла
Адыгское (черкесское) золотное шитье дыщэ идэ — одно из старейших народных ремесел, объясняет этнолог, профессор Кабардино-Балкарского госуниверситета Мадина Текуева. Первые письменные источники, которые сообщают о наличии у адыгов золотого шитья, относятся к Х веку: арабские и европейские путешественники не раз обращали внимание на богатое украшение женской одежды.
Вплоть до начала прошлого века умение вышивать золотом было одним из главных достоинств девушки. В свадебных благопожеланиях звучали слова о быстрой игле и безупречной работе невесты. Нартский эпос содержит сюжеты об искусных вышивальщицах — матери нартов Сатаней и символе женской житейской мудрости Малечипх.
С приходом советской власти на Кавказе многое изменилось, в том числе и национальный костюм — он все больше становился сценическим атрибутом. Трудоемкую вышивку заменяли более простыми способами декорирования. В конце ХХ века началось возрождение ремесла — благодаря энтузиастам, взявшимся за изучение и восстановление техник.
В старину золотная вышивка была роскошью, которую могли позволить себе немногие. Осталась она такой и сегодня: слишком много нужно времени, денег, усидчивости и терпения. Сегодня никто не ждет от девушки умения вышивать. Этим занимаются по зову сердца.
— Обычно мои ученицы — молодые девушки. Большого потока желающих нет, и это хорошо, потому что здесь необходима осознанность, — говорит Марина. — Группы небольшие — по три человека, иногда даже один человек, так как это индивидуальное обучение. Моя задача — показать технику, а мастерство приходит с практикой.
Тонкая работа
Чтобы попробовать себя в роли золотошвейки, понадобятся пяльца или рама, чтобы натягивать ткань под вышивку, хлопковые, щелковые и золотые или серебряные нити, воск, шило, ножницы, витейка — специальный инструмент для этого вида шитья — и клей.
Труднее всего найти, конечно, сами золотые и серебряные нити.
— Натуральные в России производит только Денисовский завод в Москве, и стоят они недешево, — рассказывает Марина. — Из них изделия создают для большого ценителя и знатока, готового оплатить и материал, и сложность обработки.
В другом случае на замену приходят нити люрекс, доступные в интернет-магазинах. Правда, не пощупав, качество и тон золота или серебра не всегда можно угадать. Все остальные инструменты тоже продаются в сети. Только шило Марина делает себе сама — так она контролирует толщину иглы.
У адыгского золотного шитья есть разные техники. Старинная и очень сложная — вприкреп. Она позволяет сделать вышивку объемной.
К примеру, надо заполнить вышивкой окружность. Ее внутреннее пространство перекрывается хлопчатобумажными нитями горизонтально — это подготовительный этап. После идет перекрытие золотыми нитями перпендикулярно.
— Получится «сетка» для выведения паркетного рисунка — так называемой разбивки, — объясняет Марина. — Золотая нить закрепляется поверх основы не по определенному счету, закрепку делают и тонкой ниткой из шелка — красной или коричневой. В итоге окружность, перекрытая золотыми нитями, — это и красивая золотая плоскость, и геометрический рисунок, созданный точечками красных нитей.
Такая вышивка может выполняться и на изделии, и на черновой ткани. Во втором случае фрагмент из пялец позже переносится на выкройку, что и дало название технике «вприкреп». Если платье износится, такую вышивку можно перенести на другое.
Гладь — более молодая техника, ею стали пользоваться во второй половине XIX века. Но смотрится она на платьях не менее эффектно.
— Это тонкие орнаментальные линии, форма которых выкладывается либо кожей, либо текстильными полосами. Это создает нужную плотность на ткани, чтобы вышивка не проваливалась и не рыхлилась. Сверху — плотные стежки золотой нити, — говорит мастерица.
Дань праматери
Конечно, в старину золотное шитье было основным видом рукоделия для представительниц привилегированных сословий — княжеского и дворянского. Это легко объяснить: золотые и серебряные нити привозили в основном с Востока, и они были дорогими; бархат, на который наносилась вышивка, тоже был роскошью. Другая причина — свободное время, которое требовалось для вышивки. У девушек из простых сословий его не было. Поэтому не каждая адыгская девушка должна была вышить себе к свадьбе платье. Но делать кисеты, игольницы, футляры для принадлежностей они умели.
Замужество не было поводом прекратить вышивать. Но обязанности по хозяйству не позволяли женщинам отдаваться этому искусству полностью. Поэтому золотное шитье — искусство девичьей комнаты, где собирались молодые девушки аула и работали, например, над приданным для одной из них. Они делились переживаниями и новостями и состязались в мастерстве: вышивка была способом самовыражения.
Шиком считалось платье, у которого расшиты подол, нарукавники, воротничок нагрудника. Реже расшивались лиф верхнего распашного платья, уголки кафтана и нижняя часть рукава.
Искусство золотной вышивки есть у многих народов. Адыгская отличается своим орнаментом. Узоры растительные и зооморфные. Часто встречаются трилистник, стилизованные рога, ромб, древо. Марина изучала орнаменты на одежде и вооружении, конской сбруе и аксессуарах и говорит, что они создаются по одному принципу.
— Это знаковая система, которая отличает и выделяет нашу культуру, — считает мастерица.
Марина показывает свое свадебное платье — его она вышила сама.
— Знаки на нарукавниках — символ оберегания новой жизни, визуализация продолжения рода, вера в силу, защищающую от зла, — объясняет она. — Я собрала из знаков собственную праматерь: ромб означает чрево, его ответвления символизируют потомство. Можно выделить визуально руки и ноги, а в небе шестиконечная звезда, как на древнем гербе Кабарды, по некоторым данным, это символ Венеры. Для кафтанчика я выбрала морской знак, отдавая дань своим шапсугским корням (шапсуги — адыгский этнос, проживают в основном в Адыгее и Краснодарском крае. — Ред.).
Золотоискатели
Спрос на изделия с золотой вышивкой в Кабардино-Балкарии есть, уверяет мастерица. На стоимость заказа влияет не только качество материалов, но и объем работы. Если необходимо вышить тонкими нитями все платье, цена может достичь миллиона рублей.
— Чем толще нить и проще орнамент, тем меньше и затраты, стоимость уже может доходить до пары сотен тысяч, — рассказывает Марина.
Но мастерица почти не принимает заказы на дыщэ ид. Она вышивает для друзей и близких — в качестве подарка. На заказ она изготавливает в основном элементы для черкесок — мужских костюмов. Во-первых, на них выше спрос. Во-вторых, клиенты лучше понимают особенности этого вида национальной одежды, считает мастерица. Для черкесок Марина плетет галуны — ими декорируют края кафтана. А вышивка — она для редких ценителей.