Пока Северный Кавказ — не культовое место для фотографов, но любители и профессионалы уже начали осваивать эти прекрасные места. Если вы тоже подумываете о фотопутешествии — вам пригодится инструкция от внештатного фотографа National Geographic, более семи лет снимающего дикую природу в разных уголках планеты, и члена жюри фотоконкурса от редакций «Это Кавказ» и «DV.land» Кирилла Трубицына.
Собираем фоторюкзак: что взять и как перевозить
— В рюкзаке фотографа, само собой, должна быть камера, а лучше две. Если одна выйдет из строя — вторая подстрахует. А еще очень удобно одновременно пользоваться двумя камерами: на одной, например, широкоугольный объектив, на другой — длиннофокусный. Я в путешествиях стараюсь использовать камеры в паре.
Можно взять с собой все объективы, что есть дома, но по факту вы будете постоянно пользоваться только несколькими.
Тут все зависит от того, что и как вы собираетесь снимать. Если пейзажи или людей, обязательно нужно взять широкоугольный зум: 16−35 мм и 24−70 мм считаются универсальными, у них есть и широкие углы, и средние. Непременно захватите телеобъектив. Обычно берут телевики с зумом 70−200 мм, они позволяют достаточно хорошо приближать изображение, чтобы снимать портреты, да и для пейзажей будет полезно, особенно если снимать на дистанции или делать панораму. Эти два объектива: широкоугольный зум и 70−200 мм — стандартный набор для фотографа.
Если хочется делать портреты, стоит взять еще и фиксированный объектив: 85 мм, 135 мм, 50 мм. Вспышка тоже пригодится. Для съемок архитектуры обязательно иметь широкоугольный объектив с углом 16 мм, обычно прекрасно подходят 16−35 мм.
Непременно нужен хороший запас аккумуляторов. Я беру их из расчета два аккумулятора на каждую камеру. Иногда батареи выходят из строя, а иногда нет возможности их подзарядить. Между тем во время очень активной съемки батарейка съедается на раз.
Ноутбук. Он нужен, чтобы осматривать снятый материал. Знаю людей, которые пренебрегли этим, наснимали, а оказалось, что снимки с техническими огрехами. Их сложно увидеть на маленьком экранчике камеры, поэтому лучше все-таки брать компьютер. Да и самому интересно посмотреть, что получилось за день.
Карт памяти много не бывает — за день можно запросто снять 2 -2,5 тысячи кадров и, конечно, лучше брать жесткий диск. Два. Чтобы продублировать снимки на всякий случай — часто диск портится в пути.
Еще я всегда беру с собой по два комплекта проводов, переходников и картридеров. В джунглях купить что-то невозможно. Да и в больших городах не всегда можно быстро найти нужный магазин.
В рюкзаке также кисточка для чистки объективов и мягкая тряпочка — протереть объектив, если попала вода. Такое часто бывает при съемке водопадов. А если вы едете в место, где много пыли и песка, лучше взять с собой грушу — с ее помощью можно выдуть все песчинки из фотоаппарата. Тряпочкой пыль убирать не стоит: можно поцарапать стекла.
Рюкзак с самым ценным я всегда беру с собой на борт самолета. Он получается очень тяжелым, поэтому кое-какие объективы, без которых я в случае чего смогу обойтись, я укладываю в чемодан и сдаю в багаж. Главное, чтобы, если багаж потеряется, а такое бывает, вы могли полноценно работать в своем фотопутешествии. В чемодане с оптикой ничего не случится. Объективы обычно продаются с мягкими чехлами, а для надежности я еще и обматываю их футболкой или свитером — ни один не разбился.
Планируем маршрут: что будем снимать?
— Перед путешествием надо заранее определиться с точками съемки. Потом у вас не будет возможности каждый день ходить на одно и то же место и пробовать тысячи ракурсов. Места надо искать еще дома и забивать в GPS-навигатор, чтобы знать, куда двигаться.
Можно просто открыть Google Maps, посмотреть панорамы мест, где вы будете, и сохранить координаты лучших точек съемки — это удобно, особенно для городов. А еще можно поискать фотографии места, куда вы едете, в сети. Большая часть снимков привязаны к карте, поэтому почти всегда можно найти точное место, где они были сделаны. Можно еще поспрашивать знакомых, почитать форумы и блоги путешественников. В итоге вы приедете куда-то в первый раз, но уже будете знать, что и где находится.
Не забываем про отдых. Днем из-за жесткого света мало что можно красиво снять, разве что портреты на улицах. А разгар работы — это полтора часа утром и полтора часа днем, перед закатом. Поэтому днем много свободного времени. Можно сходить в музей или спокойно погулять по городу.
Секреты съемки диких зверей
— Если вы едете снимать животных, то, чтобы сфотографировать дикого зверя, нужен длиннофокусный объектив. И не просто длиннофокусный, а от 300 мм. Конечно, дистанция до животного, которое вы фотографируете, может быть очень короткая, но чаще бывает так, что звери к людям не приближаются. А еще длиннофокусные объективы нужны для съемки птиц — они маленькие и для фото требуется хорошее увеличение.
Обычно у меня в работе две камеры, на одной объектив 300 мм, на второй 70−200 мм на случай, если животное окажется близко. Это помогает работать оперативно и не тратить время на смену оптики. Сами по себе длиннофокусные объективы очень тяжелые, и снимать с рук сложно. Можно сделать два кадра, а потом руки устанут и начнут трястись. Поэтому важно его зафиксировать. Я, например, обычно заранее покупаю какой-нибудь мешок, наполняю его крупой, рисом или горохом и укладываю на борт джипа или на открытое окно. Объектив упирается на него достаточно плотно, но при этом его удобно двигать вправо и влево, да и лишних вибраций будет минимум. Можно еще установить объектив на монопод, но из машины с ним снимать не очень удобно.
Камера в экстремальных условиях
— Снимать водопады можно и издалека, но это несерьезно. В таких местах все в брызгах. Чтобы не сгубить камеру, нужно надеть водонепроницаемую ветровку или дождевик, спрятать под них камеру, подойти к водопаду, быстро сделать несколько кадров, снова спрятать камеру под дождевик, под ним быстро протереть салфеткой насухо — и можно сделать еще пару кадров.
Есть еще аквабоксы для подводной съемки, но это неоправданно дорого. Хороший стоит 10−15 тысяч долларов — для пары снимков водопада это слишком. А простые аквабоксы очень неповоротливые и с ними неудобно снимать.