Что такое хороший портрет и как его распознать среди тысяч снимков, рассказал член жюри фотоконкурса от редакций «Это Кавказ» и «DV.land», амбассадор Sony фотограф Сергей Гаврилов.
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/9/b/9bf77c87a361a94f4e9a9e858ffa3bbbd6b74c17.png)
«Ромашки», Сергей Гаврилов
— На хорошем портрете человек не обязательно должен быть похож на себя в жизни. Это важно для фотографии на паспорт и визу, а художественный портрет раскрывает характер и сущность человека. Понятно, что фотография всегда врет. Она выхватывает какой-то момент из жизни, и мы не знаем, что за ним стоит, и никогда не поймем контекст происходящего — это и есть обман. Чтобы правдиво передать образ, надо снимать много портретов одного и того же человека: с разных ракурсов, с разным освещением — только так получится более или менее верный образ.
Прежде чем начать снимать портрет, лучше познакомиться с человеком, пообщаться. Есть фотографы, которые предпочитают просто наблюдать за героем и на таких наблюдениях строить его визуальный образ. Но, на мой взгляд, хорошие портреты получаются только после того, как ты поймешь, что за человек перед тобой.
Признаки хорошего портрета
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/a/4/a47381c0efa4bd6fb034cd0d22b1014373b9e106.png)
«Эклектика», Сергей Гаврилов
Во-первых, хороший портрет должен чем-то зацепить зрителя. Сейчас нас окружает множество визуальной информации и люди не замечают очень многие вещи. Поэтому одна из задач фотографа — заставить зрителя обратить внимание на снимок. Это может быть все что угодно — главное, чтобы человек не прошел мимо. Яркий объект, необычная композиция, безумно красивый или, наоборот, очень страшный человек… «Среднее» не сработает, во всем должен быть максимум.
Во-вторых, надо заставить зрителя не просто обратить внимание на фото, но и задержаться и посмотреть на снимок подольше. Это следующий, более глубокий уровень внимания. Тут привлечь может, например, игра со смыслами или эффект, когда ты видишь что-то одно, присматриваешься — и начинаешь видеть другое.
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/4/1/41baf2f0db09e1b7c8d789ee53f241dc865baa52.png)
«Сентябрьский вечер на острове Кижи», Сергей Гаврилов
В-третьих, важна техническая сторона. Форма должна соответствовать содержанию. Свет, цвет, композиция и то, что изображено на фотографии, — все это должно находиться в гармонии и не раздражать зрителя. Освещение портрета должно быть продуманным. Это не обязательно сложные студийные схемы. Все проще: свет должен соответствовать настроению, которое закладывается в портрет, и его эмоциям.
И в-четвертых, хороший портрет заставляет возвращаться к нему снова и снова. Такой снимок всегда эмоционален и должен вызывать чувства.