В Ставропольском крае планируют создать сеть из десятков быстрых зарядных станций для электромобилей. В инфраструктуру инвестируют более 200 миллионов рублей. Остальные регионы Северного Кавказа тоже стремятся не отставать — о намерениях высказывались в Кабардино-Балкарии и других республиках. А можно ли уже сейчас москвичу сесть на электромобиль и доехать до Ставрополя без проблем? Ответ на вопрос знает водитель с восьмилетним стажем Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры и руководитель компании по производству, установке и эксплуатации зарядных станций. На Tesla Ия проехала почти полторы тысячи километров и теперь делится опытом.
Со своей батареей
На своем электромобиле Ия Гордеева проездила четыре с половиной года. Пробег по всей России перевалил за 178 тысяч километров.
— Еще лет пять назад это была машина, которую можно сравнивать разве что с космическим кораблем, — вспоминает Гордеева. — Электромобиль привлекал много внимания. Меня останавливали сотрудники ДПС, только чтобы посмотреть машину и потрогать монитор, который был просто огромным.
Первой дальней поездкой стал автопробег из Санкт-Петербурга в Мурманск. С собой пришлось брать дизель-генератор.
— Ни одной зарядной станции по пути не было, — рассказывает Ия. — Весь путь успешно прошли, кроме одного участка, где не оказалось сотовой связи. Я потерялась, но на первой же АЗС подзарядилась от обычной розетки. И подумала: сложно найти человека, который поделится бензином, а вот электричеством — пожалуйста. Хоть у любого кафе, хоть от любого щита. Запас хода можно восполнить и за счет рекуперации, когда тебя берут на сцепку.
Зарядка для квеста
Недавно Ия с единомышленниками совершила путешествие из Москвы в Ставрополь. Отправились двумя машинами — электрической и бензиновой.
По данным одного из агрегаторов зарядных станций для электромобилей — 2chargers.net, общая протяженность маршрута составляет 1416 км, дорога в среднем занимает 18 с половиной часов. На пути из Москвы до Ставрополя находится 190 зарядных станций (в среднем одна заправка на 7,4 км). При этом Ия предупреждает: несмотря на развитость инфраструктуры, встречаются и нерабочие.
— Путешествие на электромобиле как квест, — улыбается Ия Гордеева. — Для успешного прохождения ты должен правильно построить маршрут с остановками для зарядки. Лучше, когда второе авто на подстраховке. Место для ночлега рационально находить там, где можно воспользоваться зарядкой.
На электромобиле невозможно ехать без остановок, подчеркивает водитель. На каждой зарядке стоишь около часа, бывает и дольше. На это время можно пойти в лес за грибами и ягодами или посетить достопримечательности, советует путешественница.
— От Ростова-на-Дону до Ставрополя мало зарядных станций, — предупреждает Ия. — Поэтому спокойно проехать этот участок проблематично. Но ситуация быстро меняется к лучшему: инфраструктура динамично развивается.
Во сколько обойдется поездка из Москвы до Ставрополя, зависит от стоимости зарядки и скорости движения. Тариф на станциях, по словам Ии, варьируется от 10−12 рублей до 20−25 рублей за кВт⋅ч. Если заряжаться от домашней розетки, кВт⋅ч обойдется от 1,5 до 4 рублей, а стоимость километра составит порядка 50 копеек. Для сравнения, на бензине — примерно 5 рублей. Если зарядка в публичной локации, то километр пробега будет стоить 2−3 рубля.
Скорость рубль бережет
— Если ехать до 100 км/ч, то расход будет приемлемый — в среднем 200 Вт на километр, — продолжает автомобилист со стажем. — Играет роль вес машины, температура окружающей среды. Если ехать быстрее — под 150 км/ч, то расход электроэнергии резко возрастает, и стоимость километра приближается к 4 рублям.
Кроме экономичности (при условии соблюдения скорости) Ия называет и другие плюсы путешествия на электромобиле. Плавность езды, удобство в маневрировании, скорость разгона. Из минусов — долгие стоянки на зарядке и недостаточная развитость инфраструктуры.
— Совет могу дать такой: планируя путешествие, узнавайте о сети зарядок и сервисных станций заранее, проверяйте машину перед путешествием. Учтите: некоторые электромобили имеют свойство накапливать ошибки, которые не позволяют заряжаться на быстрых зарядных станциях, — поясняет Ия.
И, конечно, надо ехать с хорошим настроением, не обращать внимания на мелочи, которые могут происходить по пути, и получать удовольствие от комфорта, скорости и удобства электромобиля и великолепных пейзажей Северного Кавказа.