{{$root.pageTitleShort}}

Транспортно-логистический хаб может появиться на Каспии

23 июня 2016, 12:35

Минкавказа России готовит проект строительства в Каспийском бассейне многопрофильного транспортно-логистического хаба. По задумке авторов проекта, он поможет расширить товарооборот, проходящий через Махачкалу.

«За три года в Россию через Махачкалинский порт было завезено около миллиона тонн иранского цемента, а из России в Иран в 2015 году отгрузили более 300 тысяч тонн зерна, — отметил первый заместитель министра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов на совещании о перспективах проекта. — Однако при увеличении объема товарооборота этих мощностей будет недостаточно — потребуется развитие инфраструктуры порта». Его слова приводит пресс-служба Минкавказа.

Сейчас порт Махачкалы способен принимать и отправлять 10,9 миллиона тонн грузов в год. Из них наливные — 7 миллионов, сухие — 3,4 миллиона, в том числе мощность зернового терминала — 500 тысяч тонн в год. С учетом темпа роста товарооборота в порту, этих мощностей скоро будет мало, пояснили в ведомстве.

Минкавказа начал детальную работу над проектом. Сейчас специалисты ведомства ищут потенциальных инвесторов и других участников, готовят «дорожную карту» и финансово-экономическое обоснование.

Про Махачкалинский порт в последнее время говорят часто. Транспортный узел, утверждают участники рынка и представители правоохранительных органов, испытывает проблемы. 27 мая в порту сменился генеральный директор. Новым руководителем стал Андрей Гормах. Однако позже Генпрокуратура признала незаконными результаты конкурса на замещение должности гендиректора порта.

Кандидат, получивший должность, заявили в ведомстве, не смог подтвердить свое право на участие в конкурсе, а сам отбор кандидатов велся с грубыми нарушениями. Как отмечает ведомство, члены конкурсной комиссии провели голосование и выбрали кандидатуру Гормаха, не обладая достаточными и достоверными данными об опыте работы указанного кандидата, а также без учета мнений главы Дагестана, полпреда президента России на Северном Кавказе и Росимущества.

Выяснилось, что представленные Росморречфлотом документы и сведения (копия трудовой книжки и личный листок по учету кадров) не подтверждают право Гормаха занимать должность руководителя порта.

Коллектив порта 30 мая вышел на предупредительную акцию протеста, где было объявлено, что если в течение шести дней не будет принято решение о пересмотре итогов конкурса, то работы в порту будут прекращены. С иском к Росморречфлоту о нарушении гражданских прав обратился один из кандидатов, Магомед Кантаев, после того, как не был допущен к участию в конкурсе. Гудермесский городской суд Чеченской Республики наложил арест на издание приказа о назначении гендиректора Махачкалинского морского торгового порта.

Ранее на Петербургском международном экономическом форуме 2016 глава «Транснефти» Николай Токарев вообще заявил, что Махачкалинский порт может быть закрыт для отгрузки нефти. По его словам, погрузка туркменской нефти в порту Новороссийска оказалась под угрозой срыва, так как 31 мая порт Махачкалы отказался сдавать 5 тысяч тонн туркменский нефти в систему измерения количества и показателей качества продукта. Позже нефть прокачать удалось, но «танкер все же ушел из порта Новороссийск с мертвым фрахтом (возмещаемый судовладельцу фрахтователем убыток за недогруз судна».

Партнеры «Транснефти» в Казахстане уведомили о плановом постепенном сокращении объемов перевалки через Каспий на Махачкалу. Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии. В 2015 году грузооборот порта составил 3,83 млн тонн, что на 22,6% ниже аналогичного показателя 2014 года.