{{$root.pageTitleShort}}

Для развития промышленности и туризма в КЧР нужен постоянный диалог власти с бизнесом

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
3 ноября 2016, 18:10

Алий Пиляров, руководитель регионального отделения «ОПОРА России» в Карачаево-Черкесии

— Для развития производств в республике властям нужен регулярный диалог с бизнесом, что позволит определять правильные векторы сотрудничества. К сожалению, пока между этими двумя институтами — большая пропасть. Как в басне про рака, лебедя и щуку развитие сегодня идет в противоположных направлениях. Результат — снижение валового объема продукции, безработица и снижение налоговых поступлений.

Нашему сельскому хозяйству не хватает якорных предприятий в районах республики по переработке мяса, молока, что поможет фермерам в увеличении поголовья крупного и мелкого рогатого скота. Логично в этой связке говорить о создании в селах и аулах Карачаево-Черкесии мини-цехов по производству сыров, айрана и творога. Необходимы локальные овощехранилища, цеха по производству эко-продуктов из плодов, овощей, ягод — это джемы, варенья, пастилы, соленья, компоты и многое другое.

Очень перспективное направление — разработка месторождений мрамора и гранита. При наличии инвесторов эта отрасль могла бы стать весьма процветающей, как было когда-то в постсоветские времена.

Республике нужно строить промышленно-индустриальные парки, привлекать в них инвесторов, которые на льготных условиях уже будут создавать различного рода производства — потенциала в регионе предостаточно. Пока мы сталкиваемся с проблемой забюрократизированности, у чиновников мало опыта привлечения частных инвестиций, нет структур, которые должны анализировать и сопровождать инвестпроекты.

Невозможно говорить о развитии Карачаево-Черкесии, не говоря о развитии туризма. Многочисленные исторические и природные памятники позволяют продвигать не только известные уже всем бренды Домбай и Архыз, но также формировать такие мини-драйверы, как агро-, этно-, гастротуризм. Успех туристической отрасли нашей республики зависит от состояния инфраструктуры, а для этого нужна разработка полномасштабной программы развития въездного и внутреннего туризма субъекта. А уже к нему подтянется бизнес — это кафе, прокаты лошадей, внедорожников, сбыт местных товаров народного промысла и многое другое.