Эксперты Северо-Кавказского федерального университета представили анализ ситуации на рынке труда регионов округа. Исследования показали рост зарплат за последние три года, который связан с дефицитом кадров и низкой безработицей.
Специалисты университета учитывали показатели занятости, уровня заработной платы и их влияние на социально-экономическое развитие региона. Что касается уровня заработной платы, то в последние три года на Северном Кавказе наметился значительный рост. При этом внутри макрорегиона наблюдается заметное зарплатное неравенство, сообщили в пресс-службе СКФУ.
«Возглавляет рейтинг среди субъектов СКФО Ставропольский край со среднемесячной номинальной заработной платой 57 130,5 рублей в 2024 году, темп роста также наибольший внутри СКФО — 38% за период с 2022 по 2024 год, что даже выше среднестранового показателя за аналогичный период, который составил 37,01%», — прокомментировала доцент кафедры государственного, муниципального управления и экономики труда СКФУ, кандидат экономических наук Анастасия Кальная.
Среди регионов с наименьшей заработной платой в округе отмечены Ингушетия (39 964,4 рубля), Чечня (41 884,1 рубля) и Дагестан (44 243,5 рубля).
По мнению эксперта, важными причинами роста заработной платы являются дефицит кадров и беспрецедентно низкая безработица, которые вынуждают работодателей увеличивать заработную плату, привлекая соискателей.
Между тем четыре субъекта Северо-Кавказского федерального округа — Северная Осетия, Чечня, Дагестан и Ингушетия — в последнем квартале 2024 года оказались в самом конце общероссийского списка по уровню занятости. Лучший показатель среди регионов Северного Кавказа продемонстрировал Ставропольский край, расположившийся на 71-м месте, — здесь безработица снизилась на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3,4%, приводят данные в пресс-службе вуза.
В числе причин такого положения на Северном Кавказе ученые называют высокую долю теневой занятости в экономике региона (в среднем 24% от общего количества рабочей силы, что вдвое выше общероссийского показателя), выплату зарплат «в конверте» и приток трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, которые готовы работать без официального оформления трудовых отношений.