Начинается Джеоргуба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не просто так отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи.
— Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый — праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуба. В образе Уастырджи следует видеть осетинское божество. Люди, которые отождествляют его со святым Георгием, глубоко ошибаются. Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, этнограф Людвиг Чибиров. — Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, ростом высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них.
Нередко в эти праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими.
Празднование Джеоргуба начинается с жертвоприношения. Именно в воскресенье мужчины режут животное — быка или барана. В народе этот день так и называется — день закалывания быка. Такой обычай сохранился и в наши дни, но жертвенных животных теперь обычно забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра. Их принято подавать на стол в вареном виде.
Пока мужчины варят мясо, женщины приступают к приготовлению традиционных трех пирогов. Пироги в Осетии — это не просто еда, они имеют сакральный смысл. Недаром в древности процесс замешивания теста проходил в молчании, обязательно с чистыми помыслами. Кроме того, женщина непременно повязывала на голову платок. Многие и сегодня не позволяют себе печь пироги с непокрытой головой.
У национальных пирогов несколько начинок, но на Джеогурба в каждом доме готовят пироги только с сыром — по-осетински они называются уалибах. Кроме известных далеко за пределами Осетии круглых в эти дни на столе бывают и три треугольных пирога, тоже с сыром, — артазыхон. Их подают так, чтобы получилась девятиконечная звезда. Это символ трехмирья — трех уровней мира.
Многие хозяйки умеют варить и осетинское пиво. В составе напитка — пшеница, ячмень, хмель и вода. Слабоалкогольный продукт получается сладковатым и подается холодным. А еще на стол ставят соленья — огурцы, помидоры, перец.
В понедельник люди празднуют у себя дома. Собираются все члены семьи, старший произносит молитвы, просит у Уастырджи мира, благополучия и здоровья. Каждый участник застолья должен обязательно съесть кусочек пирога и мяса.
Раньше же, празднуя Джеоргуба, осетины редко ограничивались лишь застольем.
— В дореволюционное время все было иначе. Это бывал общесельский веселый праздник. У ближайшего к селу святилища Уастырджи люди устраивали «посиделки». И они были не простые, а сопровождались различными играми и скачками. Например, в селе Дзивгис, где находится комплекс, посвященный Уастырджи, в праздновании Джеоргуба принимали участие до четырехсот человек, а в конских состязаниях — до трехсот всадников, — рассказывает Людвиг Чибиров.
А уже со вторника до следующего воскресенья каждый осетин отмечал Джеоргуба в семейном кругу, вознося молитвы вместе с близкими и соседями.
— Через неделю с праздником прощались. Согласно суевериям, Уастырджи прилетал к нам с небес и приносил с собой очень много благ. Кто о чем молился, то и получал. И в течение недели он находился с осетинским народом. А ровно через неделю, в воскресенье, его провожали обратно. Этот день так и называется — День провожания Уастырджи. Более состоятельные люди вновь пекли три пирога и накрывали соответствующий стол, за которым, к слову, собираются только мужчины, — объясняет историк.
Важной особенностью Джеоргуба, по мнению Людвига Чибирова, является то, что его празднование не ограничивается границами Осетии. Если осетин выехал за пределы родной республики, то где бы его ни застали дни Уастырджи, он обязательно должен отметить их.
— Сохранились исторические факты, свидетельствующие о том, как осетины — участники Первой мировой войны — оказались в Австро-Венгрии в конце ноября. Чтобы отпраздновать священные дни, они обустроили небольшой холм под святилище Уастырджи и, находясь на фронте, отметили свой национальный праздник, — говорит историк.
Три года назад Джеоргуба внесли в календарь праздников Северной Осетии — теперь первый понедельник праздника для жителей республики официальный выходной. Этот год не стал исключением. Но отметить Джеоргуба масштабно, организовав массовые застолья, в этот раз не удалось. Из-за пандемии многие отказались от традиционных походов в гости к близким и к соседям. Да и правительство Северной Осетии рекомендовало жителям республики провести эти дни только в семейном кругу.