{{$root.pageTitleShort}}

«Пиши, Луиза, ты должна писать»

"Возвращенцы". Серия материалов о тех, кто вернулся на Кавказ после долгой жизни вдали от родины. Луиза Албастова – о путешествии из Оренбурга в Грозный и о том, что делать, если к тебе пришел Гоген
338

Когда приходит сам Гоген и говорит, что ты должен писать картины, вряд ли ты уже позволишь себе заниматься чем-то другим. Даже если не собирался связывать свою судьбу с живописью. Об одном таком визите великого мастера стало известно только сейчас, о нем впервые рассказала молодая чеченская художница Луиза Албастова в интервью порталу «Это Кавказ».

Помимо этого полумистического эпизода, случившегося не где-нибудь в Париже, а в Оренбурге, Луиза поделилась и более земными, но не менее важными историями. О своей частной школе искусств в Грозном, где учатся не только дети, но и взрослые. О том, можно ли художнику оставаться равноудаленным от жанров и направлений, совмещая в одной картине натурализм и импрессионизм, а в одной мастерской – классические портеры и абстракцию, природные ландшафты и урбанистические сюжеты. И напоследок объяснила, почему чеченская женщина должна быть похожа на Джоконду.

Художник Луиза Албастова на занятиях с детьми. Фото: Расул Яричев

- Когда ты поняла, что должна посвятить себя живописи?

- Интерес к живописи и творчеству в целом я проявляла всегда, сколько себя помню. Сначала это были перевернутые обои и разных цветов краски для стен, когда родители строили первый дом в моем далеком детстве. Потом школа искусств, стажировки у известных художников. Но вот посвятить себя живописи я решила после одного интересного случая в моей жизни. Впервые расскажу эту немного мистическую историю. Лет пять назад мне начал сниться сон, в котором Гоген приходил и говорил мне: «Пиши, Луиза, ты должна писать».

- К тебе приходил Гоген?!

- Да. Показывал какие-то приемы в живописи, как бы обучал, наставлял, и я писала картины. Это при том, что стиль Гогена мне не близок. И этот сон повторялся два-три раза, одинаковый, разница была лишь в том, что картины я писала разные. Сюжеты не повторялись. В последнем сне он сказал: «Все, теперь ты должна сама». Это был как раз тот период в моей жизни, когда искусство отошло на второй план. И ко мне пришло осознание того, что мне необходимо вернуться к творчеству раз и навсегда. Этот момент можно считать переломным, именно тогда я решила посвятить себя живописи. Для меня это было каким-то знаком.

- Тяжело совмещать роли успешной художницы, владельца студии, педагога? А еще ведь семья, двое сыновей…

- Может быть, мне было бы тяжело, если бы я любила полежать на диване. У меня нет пристрастия к нему, как у Ильи Обломова. Только поэтому все и успеваю. Я живу этим, это складывается в мою интересную повседневную жизнь, поэтому я не чувствую, что несу бремя. Обременительно ли любить? Я люблю моих сыновей, я люблю мою семью, я люблю мою студию, я люблю мою живопись. Насколько это тяжело? Это счастье.

Художник Луиза Албастова на занятиях с детьми. Фото: Расул Яричев

- Кто твои ученики? Мальчиков больше или девочек?

- Конечно, большинство моих слушателей и учеников — это женщины и девочки. Все-таки у них тяга к творчеству и к прекрасному в целом больше. Хотя не скажу, что мальчикам это совсем не интересно, и мальчиков достаточно. И, кстати, к нам достаточно часто приходят взрослые женщины со словами: «Я всю жизнь мечтала играть на пианино». Или: «Я всю жизнь мечтала рисовать». И мы с радостью помогаем им воплотить в реальность их давние детские мечты.

- Насколько сильно на тебя повлияло то, что ты жила вдали от родины, в Оренбурге, что там училась живописи и начинала свой творческий путь?

- У меня не было ощущения, что я вдали от родины – со мной всегда была моя семья, а это тоже родина. Да, мне милее наши горы, наши башни, наши традиции. Конечно, здесь, в Грозном, мне нравится. Но моя родина – это, в общем-то, все русскоязычное пространство. Живя в Оренбурге, я ни в коем случае не чувствовала себя чужой. Художник вообще человек планеты.

- Две персональные выставки ты уже провела, что намерена делать дальше?

- Для художника сейчас открыты все двери. Очень много возможностей и предложений. И ты тоже должен быть открыт для них. Это как, знаете, в ситуации, когда женщина приходит в модный магазин… Я скажу так: планы такие, что глаза просто разбегаются.

Персональная выставка художника Луизы Албастовой. Фото: Расул Яричев

- У тебя не прослеживается какого-то приоритетного направления в творчестве. Кто ты – пейзажист? портретист?

- Этот вопрос мне задают чаще всего. Обычно у художника всю жизнь присутствуют одна-две основные темы, яркие примеры – маринист Айвазовский, пейзажист Левитан. У меня не так. Не знаю, чем это обусловлено, но у меня очень быстро меняются интересы. И вдохновляют меня совершенно разные вещи – это и убогие жилища, и прекрасные природные ландшафты, и женские образы, и выдающиеся личности, и музыка, и абстракция, и городские сюжеты.

- А каковы предпочтения твоих учеников? Что сегодня интересно детям Чечни? Есть ли среди них талантливые, перспективные?

- Я заметила, что и у моих учеников тоже разнообразные интересы в живописи - им интересны и провинциальные сюжеты, и более современные направления, жанры. Честно говоря, талантливых учеников я вижу сразу. Многие из них подают большие надежды, и я искренне надеюсь, что хоть как-то помогу им найти себя. И более чем уверена, что мы еще услышим их имена в нашей республике и за ее пределами.

- У тебя двое замечательных сыновей, и они появляются на твоих выставках и творческих вечерах. Они уже проявляют какой-то интерес к творчеству матери?

- Да, они очень ждут событий, связанных с моим творчеством. Более того, они оценивают каждую мою новую картину словами: «Мам, это красивая картина!», «Мам, мне нравится!». И даже часто вносят свой вклад в их создание и удивляются, если видят работу, о которой они не знают. Как это так, а где она была раньше? Почему мы ее не видели?

- Какими качествами должна обладать современная чеченская женщина?

- Есть прекрасные общечеловеческие женские качества. Когда мы смотрим на «Джоконду» Леонардо да Винчи, мы видим эти удивительные качества: умиротворенность, возвышенность души, тихость, улыбчивость, мягкость… Я советую всем женщинам обладать именно такими чертами.

Ражап Мусаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Все могут казаки: как ставропольские староверы празднуют свое возвращение в Россию

Жители двух сел на Кавказе до сих пор помнят обычаи казаков петровских времен. Их предки, несмотря на 250 лет жизни за границей, смогли на чужбине сохранить то, что на родине давно забыто
В других СМИ
Еженедельная
рассылка