Музыка: новый взгляд на традиции
Для тех, кто хочет узнать настоящую кавказкую музыку (а это не «Черные глаза»), есть этнографический лейбл Ored Recordings. Булат Халилов и Тимур Кодзоков ищут, изучают и записывают народную музыку и ее качественные интерпретации.
Всю коллекцию проекта можно найти на сайте ребят — это целых 25 альбомов. Избранное — на SoundCloud.
Для тех, кто хочет не только услышать, но и увидеть, — акустический концерт на мини-фестивале традиционной и независимой музыки Ored Recordings & Alanica. Выступают Jrpjej (пост-традиционная черкесская музыка), Bzu (электронная неоклассика родом из Кабардино-Балкарии), Таму Берозты (осетинская традиционная музыка). Все выходы можно найти на YouTube-канале Северо-Кавказского филиала Пушкинского музея.
Вот, например, концерт Jrpjej — они крутые!
Если есть настроение изучить осетинскую музыку отдельно, то добро пожаловать на онлайн-квартирник Таму Берозты. Музыкант — один из основателей осетинского этноансамбля «Къона», участники даже сами изготавливали для себя инструменты, чтобы звучать именно так, как на самом деле звучали их предки. Сейчас ансамбль, к сожалению, распался, но дело живет, на квартирнике выступили сразу несколько музыкантов, чье дело — сохранить дух осетинской музыки.
Музеи: онлайн-экскурсии к слонам и рыцарям
Мы писали о самых примечательных экспонатах нескольких кавказских музеев. В них можно найти горскую Венеру, уникальные скелеты вымерших слонов, доспехи чеченского рыцаря… Увидеть экспонаты некоторых из этих и других музеев можно и в сети. Ставропольский музей-заповедник предлагает онлайн-тур (слоны присутствуют!), дагестанский музей ИЗО заочно познакомит с коллекцией из 107 произведений искусства и выставкой «200 лет со дня рождения императора Александра II» — у них есть гид по экспонатам с подробным описанием.
А в проекте Artefact для просмотра доступны выставка «Шедевры музея Чеченской Республики» Национального музея Чечни и выставка «Золотая коллекция Ставропольского музея искусств». Все экспонаты можно увидеть в режиме дополненной реальности. Надо установить приложение Artefact, скачать выставку, нажать на кнопку «Доп. реальность» и навести камеру на экспонат. Для каждого произведения есть интересные сопроводительные материалы.
Путешествия: услышать и увидеть Кавказ
Самые современные музеи предлагают не только посетить их с помощью интернета. Музей истории Махачкалы подготовил очень творческий и поэтичный аудиотур по дагестанской столице — не просто рассказы о достопримечательностях, а художественные тексты о городских «местах силы». Здесь есть Море, Гора и даже Ветер. Виртуально погулять можно и по Владикавказу. А еще филиал Пушкинского музея на Северном Кавказе предлагает отправиться в путешествие по отдаленным осетинским селам. Это видео и аудио о нескольких отдаленных уголках республики.
Можно отправиться и в более традиционное путешествие по всему Кавказу. Фотограф Антон Ланге прошел его с востока на запад: от Дербента до полуострова Абрау. Фильм о его путешествии и красочные фото — здесь.
Театр: от оперы до подросткового спектакля
Провинциальные театры, да еще национальные, — особенные места. Мы много писали о них в прошлом Году театра. Из-за пандемии некоторые уже переходят в онлайн. Например, на кумыкских актеров можно посмотреть в прямом эфире. Музыкально-драматический театр имени Алимпаши Салаватова организовал трансляции спектаклей. Они идут на сайте театра через день. Для говорящих на кумыкском и для тех, кого не смущает театр на незнакомом языке.
Для тех, кто все же предпочитает русский, есть видео спектаклей других кавказских театров. Мы рекомендуем обратить внимание на два. Первый — это масштабная опера «Коста» от Владикавказского филиала Мариинского театра. Постановка об основателе осетинской литературы пронизана фольклорными мотивами: здесь и мужское многоголосое пение, и обряд оплакивания погибших, и виртуозные национальные танцы.
Следующая постановка тоже «сделана в Осетии». «Братья» — это первый на Северном Кавказе документальный спектакль. В его основе — интервью с подростками из разных социальных групп, записанные в технике вербатим. В результате получилось эмоциональное и живое высказывание, где есть и бескомпромиссный язык улиц, и высокая трагедия. Спектакль о болевых точках непростого возраста.
Танцы: сплошные эмоции
«Когда вы танцуете, вы не хороните свою бабушку, вы — танцуете. Танцевать без эмоций — да кто тебя поймет?» — говорит 71-летний осетинский танцор Нодар Плиев.
Кажется, его совету следуют во всех кавказских ансамблях — мы убедились в этом и в детской студии дагестанской лезгинки, и на репетиции «Кабардинки», и за кулисами чеченского «Вайнаха». Предлагаем проверить на примере последнего.
В прошлом году Государственный академический ансамбль танца Чеченской Республики, где когда-то начинал легендарный Махмуд Эсамбаев, отпраздновал 80-летний юбилей. Грандиозный концерт в Московском доме музыки — в свободном доступе.
Мультимедиа: погружение в прошлое
«Кавказ — это разнообразие в квадрате», — считает историк Амиран Урушадзе, автор увлекательной книги о Кавказской войне и один из экспертов нашего мультимедийного спецпроекта к 155-летию окончания этого странного противостояния.
Кавказская война — самый долгий конфликт в истории России. Она не имела начала и линии фронта, но оставила огромный след в памяти кавказских народов и русской культуре. Обо всем этом — в нашем спецпроекте. Получилось масштабно и точно разнообразно.