{{$root.pageTitleShort}}

Танатотуризм на Кавказе: чем притягивают путешественников «города мертвых»

Даргавс в Северной Осетии, Цой-Педе в Чечне, Кырхляр в дагестанском Дербенте — все эти знаменитые достопримечательности по сути кладбища. Но порой именно здесь оживает история

Танатотуризм (от др.-греч. «танатос» — «смерть»), или «темный туризм», — направление, связанное с посещением кладбищ, полей сражений и мест катастроф. Порой «города мертвых» могут рассказать о регионе намного больше, чем атласы и путеводители.

Интерес к смерти

Предполагаемое место первого захоронения М. Ю. Лермонтова в Пятигорском некрополе

Прогулки по знаменитым кладбищам — не новинка в туризме. По словам краеведа, исследователя и автора блога «Некрополь Пятигорска» Вардана Явряна, феномен существовал еще в XIX веке. Но массовым не был.

«Сегодня у отдыхающих есть запрос на знакомство с городом через кладбище — с персоналиями, с явлениями прошлого», — отмечает эксперт.

При этом танатотуризм все-таки нишевое направление, подчеркивает Вардан Яврян. Древние кладбища посещают в «комплекте» с другими достопримечательностями.

Самый крупный некрополь Кавказа

{{current+1}} / {{count}}

Даргавсский склеповый могильник

В Северной Осетии расположен и крупнейший на Кавказе некрополь — Даргавсский, рассказывает гид-экскурсовод по республике Индира Канукова. Там сохранилась почти сотня наземных и полуподземных склепов.

«По оценкам ученых, в некрополе с XV по первую треть XIX века были захоронены около 10 тысяч человек. Это значит, что в каждом склепе — по 100−200 останков», — уточняет Индира Канукова.

Кладбище основали на склоне горы из-за нехватки места в ущелье. Здесь хоронили ушедших в мир иной, и сюда во время эпидемий приходили умирать заболевшие.

«Существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню, — рассказывает гид по Северной Осетии Виктория Джиоева. — Мужчины были настолько очарованы ею, что сражались из-за нее на дуэлях. Тогда женщины объявили девушку ведьмой и потребовали изгнать из деревни. Мужчины не хотели никому отдавать девушку и убили ее. Вскоре по Осетии страшным мором прошла холера, вынудившая жителей уходить умирать в некрополь».

Склепы поклонников Солнца

Погребальное сооружение в Цой-Педе

«Первый вопрос, который задают мне туристы: поедем ли мы в Цой-Педе?» — делится гид по Чеченской Республике Артур Магомедов.

По его словам, некрополь — одна из самых посещаемых достопримечательностей в регионе. На территории Цой-Педе — 42 склепа XIV—XVI веков с останками, боевые башни и места для жертвоприношений.

Местные жители — малхи — были язычниками и верили, что души умерших охраняют селение от бед. А еще поклонялись Солнцу, которое, по их мнению, обогревало и живых, и мертвых.

«По преданию, человек сам приходил в склеп, каждое утро ему приносили еду и ставили под окошко, — рассказывает Артур Магомедов. — Если на следующий день еда не исчезала, жители понимали, что человек умер».

Последний приют выдающихся личностей

{{current+1}} / {{count}}

Пятигорский некрополь

Могила братьев Бернардацци на кладбище «Некрополь»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Код Бернардацци
Как швейцарские архитекторы преобразили Кавминводы и где сегодня можно найти их наследие

Пятигорский некрополь известен прежде всего благодаря первой могиле Лермонтова (через год после гибели поэта его бабушка добилась разрешения перезахоронить его в родовом поместье в Тарханах Пензенской области). Туристов также притягивают захоронения братьев Бернардацци — архитекторов Пятигорска, говорит краевед Вардан Яврян.

«Одних увлекает религиозный деятель Петр Лордугин, другие стоят у могилы профессора Адриана Грибоедова, третьи фотографируют плакальщицу, а четвертые бродят среди еврейских надгробий, греческих крестов и армянских плит», — добавляет краевед.

С появлением некрополя связана легенда. Скорее, даже исторический анекдот, уточняет Яврян.

«Однажды губернатор Карл Сталь, указывая место для кладбища, в шутку добавил: „Надо, чтобы здесь был погребен кто-нибудь значительный“. Через несколько дней он внезапно скончался, и его могила стала первой. Это произошло в 1824 году», — рассказывает исследователь.

Окутанные мистикой

{{current+1}} / {{count}}

Средневековое кладбище Кырхляр в Дербенте

Кырхляр

«Город мертвых» у селения Эль-Тюбю

Кырхляр в Дагестане — действующее мусульманское кладбище, основанное в VII веке, говорит гид Индира Канукова. Согласно местной хронике «Дербент-Наме», его заложили, когда тут похоронили 40 сподвижников пророка Мухаммада, которые погибли во время первого похода арабов на Кавказ. «Кырхляр» так и переводится — «сорок».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Волшебный Кавказ: 7 мест, где можно загадать желание
Если очень сильно хочется, то обязательно сбудется. Рассказываем, где и как загадывать заветные желания на Северном Кавказе

Надгробия в Кырхляре необычной формы: похожи на сундук. Одно из них сделано в виде люльки и выкрашено в зеленый цвет. Считается, если у могилы помолиться о рождении ребенка, желание обязательно исполнится.

«Город мертвых» у селения Эль-Тюбю в Кабардино-Балкарии не менее интересен туристам. На территории находятся захоронения XI—XVIII веков. В отличие от некрополя в Даргавсе, фамильные усыпальницы здесь пустые: их разграбили еще в XX веке.

Некрополь окутан мистикой. Говорят, здесь находили останки великанов. А если копнуть лопатой землю рядом со склепами — быть затяжным дождям.

Шоанский некрополь в Ингушетии состоит из 250 подземных и полуподземных усыпальниц позднего Средневековья. Здесь стоит внимательно смотреть под ноги: некоторые склепы настолько заросли травой, что почти незаметны.

С уважением к традициям

Туристы иногда достают из склепов черепа и кости, фотографируются с ними, снимают видео. Естественно, у местного населения это вызывает бурю эмоций, говорит Индира Канукова.

«Подобный вандализм появился не в наши дни: когда первые путешественники начали посещать Осетию на рубеже XIX—XX веков, они делали то же самое, — утверждает гид. — Доставали мумии (на тот момент тела еще сохранялись в таком виде), ставили их рядом со склепами, фотографировали и убирали обратно».

Чтобы избежать негатива со стороны местных, Канукова советует уважать традиции и приличия. Гид не советует посещать некрополи в короткой и открытой одежде, с едой, фотографироваться и мусорить. И тем более трогать кости или бросать монету, чтобы вернуться.

Мотивация и подготовка

Вход в Пятигорский некрополь

По словам Индиры Кануковой, некоторые боятся некрополей и морально не готовы к такой экскурсии. Больше всего эмоций вызывают рассказы о местных традициях. История про локальную интерпретацию стихотворения «Ладушки-ладушки» — одна из таких.

«На некоторых склепах есть отпечатки ладоней. В нашей культуре это связь с миром умерших, — говорит Канукова. — Сейчас на второй день после похорон мы приезжаем на кладбище, разводим костер, греем руки и прикладываем их к могиле, будто говоря „мы тебя помним, мы тебя согреваем“».

Потешка «Ладушки» как раз про этот обряд, продолжает гид. «Где были? — У бабушки» — на похоронах. «Что ели? — Кашку» — погребальная еда. «Что пили? — Бражку» — погребальный напиток.

«Я считаю, что посещение такой достопримечательности требует некоторой внутренней подготовки, — соглашается Вардан Яврян. — Надо понимать, для чего вам визит на кладбище. И начинать с этого знакомство с городом — не лучшая идея».

Вардан Яврян советует прежде всего изучить основные достопримечательности, а уже потом дополнять общую картину исследованием некрополей. Они помогут составить более полное представление о городе и его прошлом, но лишь в том случае, если лягут на основательный бэкграунд.

Ольга Кабанова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Кто такие карачаевцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят

Карачаевцы верят, что их народ зародился в трех селах. Сейчас они находятся в запустении, но купить здесь участок сложнее, чем на Рублевке. Его просто никто не продаст: ведь земля предков бесценна