Российские порты на Каспийском море, в том числе Махачкалу, предлагают сделать частью так называемого Лазуритового коридора, проходящего от афгано-туркменской границы через Каспийское море, Кавказ и Турцию в Европу.
«Есть восточно-западный маршрут по Туркменистану, он называется „Лазуритовый коридор“: Афганистан — Туркменистан — Азербайджан — Грузия — Турция. По этому коридору грузы идут через территорию Туркменистана до порта в городе Туркменбаши напрямую в Баку и в обратном направлении. На протяжении 3−4 лет торгпредство работает над тем, чтобы подключить к этому же маршруту российские порты Каспийского моря: Махачкала, Астрахань и в перспективе Логань (Калмыкия, там планируется строить порт — Ред.)», — рассказал ТАСС торговый представитель РФ в Туркменистане Александр Елизаров.
По его словам, сейчас необходимо развивать мощности каспийских портов в России. «Ежегодная мощность по перевалке грузов порта Туркменбаши составляет 17 миллионов тонн сухих грузов (генеральные, контейнерные, насыпные) и 10 миллионов тонн наливных. Наши порты Каспийского моря все вместе к 17 миллионам тонн пока еще не дотягивают, поэтому развитие портов — это стратегическая государственная задача», — заключил Елизаров.
По его мнению, уже сейчас, до увеличения мощности портов, можно развивать новый коридор. «Грузы приходят из Туркменбаши на западный берег Каспия, дальше идут в европейскую часть России и в Европу, этот коридор я называю „Северный Лазурит“. По мнению профессионалов в транспортно-логистической сфере, маршруты грузопотоков в этом направлении уже востребованы и будут развиваться в будущем, потому что через Суэцкий канал и далее, там и безопасность не всегда выдерживается, и это дальше и дороже», — пояснил торгпред.
В октябре 2017 года Афганистан, Турция, Туркменистан, Азербайджан и Грузия подписали соглашение о создании транспортного коридора, проходящего от афгано-туркменской границы через Каспийское море, Кавказ и Турцию в Европу (так называемый Лазуритовый коридор). Он был открыт в декабре 2018 года.