Ученые обнаружили бактерицидные вещества в экстракте растения, произрастающего в Дагестане

14 августа 2023, 14:35

Группа российских и узбекских исследователей обнаружила, что экстракт лекарственного растения иссопа, произрастающего в Дагестане, содержит в себе пенициллиновую кислоту и другие молекулы, способные эффективно подавлять рост некоторых болезнетворных микробов. Эти вещества могут стать основой для лекарств нового поколения.

«Ученые выделили из растения иссопа лекарственного пенициллиновую кислоту — вещество с антимикробной активностью. Его производят микроскопические грибы, населяющие ткани иссопа. Эксперименты показали, что это соединение эффективнее, чем популярные антибиотики, подавляет рост пяти видов болезнетворных микроорганизмов», — сообщили в пресс-службе Российского научного фонда (РНФ).

От лебеды до каперсов
Овощи давно вытеснили травы с обыденного семейного стола. Но некоторые дагестанские хозяйки еще хранят секреты традиционных блюд из зелени

Открытие совершила группа российских и узбекских исследователей под руководством старшего научного сотрудника НИИ физико-химической биологии при МГУ (Москва) Павла Назарова. Они изучили свойства иссопа лекарственного (Hyssopus officinalis), произрастающего на территории Дагестана и других кавказских регионов России.

В античные времена это растение использовалось для лечения инфекций, но внимание ученых привлекло только недавно, когда возникла проблема роста стойкости болезнетворных микробов к действию уже существующих антибиотиков. Назаров и его коллеги изучили свойства и состав экстракта Hyssopus officinalis в надежде найти в нем вещества, которые бы могли стать основой для лекарств нового поколения.

Растительно-грибной антибиотик

Исследование показало, что внутри иссопа присутствуют колонии девяти видов так называемых эндофитов — микроскопических грибов, которые живут внутри тканей представители флоры. Один из них, Chaetomium elatum, вырабатывал большое число молекул так называемой пенициллиновой кислоты, одного из продуктов разложения антибиотика пенициллина.

Ученые проверили действие экстракта этих грибов, а также чистой пенициллиновой кислоты на нескольких патогенах, в том числе на грибках Candida albicans, провоцирующих молочницу, синегнойной палочке и опасных штаммах кишечной палочки, а также на почвенной бактерии Bacillus subtilis. Эти опыты показали, что экстракт грибков подавлял рост всех изученных бактерий и грибка, причем он справлялся с этой задачей на 2−7% эффективнее, чем уже существующие антибиотики ампициллин и цефтриаксон.

В свою очередь пенициллиновая кислота в чистом виде не действовала на грибки, но при этом эффективно подавляла рост микробов. В перспективе это позволит использовать ее в качестве основы для антибиотиков нового поколения, которые будут одинаково эффективно воздействовать на свободно плавающих микробов и бактерий, спрятанных внутри биопленок.

«Пенициллиновая кислота хорошо действует как на грамположительные, так и на грамотрицательные бактерии. Важным плюсом является то, что она не вызывает лекарственную устойчивость у грамотрицательных бактерий. Кроме того, она показывает одинаковую эффективность в отношении свободноплавающих и объединенных в биопленку бактерий. Это в перспективе позволит использовать пенициллиновую кислоту в качестве антибиотика», — подытожил Назаров, чьи слова приводит пресс-служба РНФ.