Китай поспорит с Северным Кавказом за право называться родиной кефира

26 сентября 2024, 13:04

Палеогенетики в Китае обнаружили на некоторых таримских мумиях кефирный сыр, что стало самым древним примером существования популярного кисломолочного продукта. Ученые предполагают, что у кефира могут быть две родины — российский Северный Кавказ и северо-западные регионы Китая.

«Ранее предполагалось, что кефирный сыр и традиции его изготовления проникли из Северного Кавказа в Европу и затем распространились по всему миру. Наша находка указывает на наличие еще одной традиции и маршрута распространения этого кисломолочного продукта, которая связывает Синьцзян с материковыми регионами Восточной Азии», — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Cell.

Группа ученых под руководством профессора Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии КАН (Китай) Фу Цяомэй изучила белый налет на некоторых таримских мумиях, обнаруженных в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Белое вещество на телах мумий ученые обнаружили около двадцати лет назад и все это время пытались выяснить его состав.

Ученые-археологи давно выдвинули предположение, что налет на мумиях — это следы неких молочных продуктов. И только сейчас палеогенетики смогли расшифровать структуру обрывков ДНК загадочного вещества и сравнить их с геномами животных и микробов, населяющих различные молочные продукты.

Анализ показал, что находка археологов действительно оказалось продуктом из козьего и коровьего молока. Ученые также обнаружили в образцах обрывки ДНК бактерий вида Lactobacillus kefiranofaciens и Pichia kudriavzevii, которые сейчас используются при изготовлении различных сортов кавказского и зарубежного кефирного сыра.

В дополнение к этому ученые обнаружили, что древние Lactobacillus kefiranofaciens были значительно ближе по устройству генома к современным тибетским вариациям этих микробов, чем к кавказским штаммам данной бактерии. Как считают профессор Фу Цяомэй и ее коллеги, вкупе с рекордно большим возрастом древнего сыра — 3,6 тысячи лет — это говорит в пользу того, что традиции изготовления кефирного сыра возникли как минимум в двух разных регионах Евразии, откуда они впоследствии распространились по сопредельным регионам мира.

Таримские муумии были обнаружены в начале ХХ века в пустыне Такла-Макан и в восточной части бассейна реки Тарим в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Заинтересовавшие исследователей мумии представляют собой великолепно сохранившиеся тела древних жителей Синьцзяна времен бронзового века, которые были найдены в начале XX века в могильнике Сяохэ. По мнению ученых, возраст мумий может составлять от 3 до 3,5 тысячи лет.