{{$root.pageTitleShort}}

Для развития горнолыжной индустрии в РФ нужны кооперация и дешевые кредиты

17 апреля 2017, 11:01

Рост спроса на горнолыжный отдых в России требует развития существующих курортов и строительства новых центров туризма. Большая часть оборудования для их оснащения завозится из-за рубежа, так как в России практически нет такого производства. По поручению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева для решения этой проблемы до конца года планируется разработать концепцию развития горнолыжной индустрии.

Опрошенные ТАСС эксперты и участники рынка предлагают начать с локализации иностранного производства в РФ и разработки системы господдержки отечественных производителей. Поможет становлению отрасли и популяризация зимнего отдыха среди жителей РФ начиная со школьной скамьи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Архыз vs Куршевель: чьи горы круче?
Молодой и амбициозный курорт в Карачаево-Черкесии за несколько лет стал одним из самых привлекательных для российских туристов и зарубежных инвесторов. Что дальше? Отвечают эксперты

Курорты выбираются за рубеж

По данным Ростуризма, за последние три горнолыжных сезона турпоток на российских курортах и в центрах отдыха, которых насчитывается более 200, вырос с 4,5 до более 6 миллионов человек в год. Крупные курорты стремятся увеличивать свою инфраструктуру и осваивать новые территории. Только на «Курортах Северного Кавказа» (КСК) до 2025 года планируется построить 24 подъемника и более 80 километров новых трасс. В целом, по данным Министерства по делам Северного Кавказа, стоит задача нарастить турпоток на Северный Кавказ до 5 миллионов человек (в 2015 — 2,7 миллиона).

С учетом увеличения числа отдыхающих на существующих курортах и планов по строительству новых потребность в России в горнолыжном оборудовании будет увеличиваться. В настоящее время подавляющая часть горнолыжного оборудования (подъемники, ратраки, системы оснежения и освещения и проч.) закупается за рубежом. Так, иностранное оборудование использовалось при строительстве трасс во время подготовки к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, для «Белокурихи-2» приобретается в основном австрийское оборудование фирмы Doppelmayr, а на КСК работают канатные дороги производства французской РОМА, для искусственного оснежения на горнолыжных трассах «Архыза» - системы итальянской TechnoAlpin.

Завозятся в Россию и сноуборды, и лыжи австрийских, французских, немецких, американских фирм. По словам владельца проката горнолыжного оборудования на курорте «Домбай» Шамиля Альмейсова, российские аналоги существуют, но их единицы, при этом «цены на них практически такие же, как на зарубежные».

Отрасль, которой нет

«Горнолыжные курорты выбирают зарубежное оборудование, потому что на сегодняшний день ему нет отечественных аналогов», — отмечают в Минкавказе. Опрошенные ТАСС представители курортов говорят о готовности присмотреться к российским образцам, если таковые появятся и если соотношение цена-качество будет в их пользу. По словам гендиректора КСК Олега Горчева, интерес к закупке российской техники «растет соразмерно курсу иностранной валюты».

В числе российских производителей всего три компании, в том числе самая крупная — самарская СКАДО, эти производители остаются единственными не только для РФ, но и практически для всего постсоветского пространства. Как пояснил исполнительный директор Союза горнолыжной индустрии Владислав Субботин, с советских времен и до сегодняшнего дня в России «не сложилась отрасль, которую можно было бы назвать «горнолыжная отрасль», работающие предприятия — единственная глобальная предпосылка для развития импортозамещения в этой сфере.

По его оценке, сегодня три российских предприятия занимают около 30% рынка по канатным дорогам. В стране были попытки энтузиастов создать, например, ратраки, но эти разработки оказались безуспешными.

Шаг в кооперацию

Как добавил Субботин, развитие своих предприятий может занять 15−20 лет. «Но начинать заниматься этим надо в любом случае», — подчеркнул он.

Первым шагом может стать локализация импортного производства, но курорты будут отдавать предпочтение российскому горнолыжному оборудованию только в случае его конкурентоспособности. О необходимости локализации говорят и в КСК, отмечая, что аналогичная схема, например, успешно используется в автопроме — создание российских дочерних предприятий зарубежных производителей и организация сборочного производства.

В регионах постепенно появляется подобный опыт кооперации. В Кабардино-Балкарской Республике приступили к производству отдельных узлов для установок снегораспыления с итальянской компанией TechnoAlpin. «В качестве базового предприятия с российской стороны было определено ОАО "Телемеханика». В настоящее время закуплено сырье и запущено опытное производство для отработки технологических процессов и определения структуры затрат", — уточнили в Минкавказе.

В поисках поддержки

На сегодняшний день одна из главных проблем, которая тормозит развитие производств в горнолыжной индустрии, — отсутствие дешевых кредитов.

В свою очередь представители горнолыжных комплексов говорят о необходимости таких мер, как госгарантии и поддержка инфраструктурных проектов. «Что касается механизмов поддержки производителей, то к числу наиболее перспективных мы бы отнесли таможенные льготы, сниженные ставки налогов на использование ресурсов и аренду земельных участков для строительства производственных мощностей, субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам», — добавили в КСК.

Такая поддержка, по мнению участников рынка, должна быть предусмотрена в концепции развития горнолыжной индустрии.

Как рассказали в Минкавказе России, к ее разработке планируется привлечь консалтинговые компании, профессиональные ассоциации, специалистов горнолыжной индустрии. «Одновременно мы начали комплексное исследование рынка горнолыжных туристско-рекреационных комплексов России и стран ближайшего зарубежья», — сказал представитель ведомства.