Когда традиция встречает haute couture, рождается BOUZMA. Бренд Майи Мамаевой вырос из сердца горного Дагестана и уже покоряет международные площадки. Каждая коллекция — это диалог времени и культурного кода, где древние узоры становятся частью современной эстетики. Для Майи мода — не просто одежда, а язык памяти и стиля.
Фото: © личный архив Майи Мамаевой
«Сколько себя помню, я всегда рисовала»
BOUZMA (в переводе с лакского языка — «красивое платье для особых случаев») — название, которое точно отражает философия бренда. Любая вещь здесь — аутентичные силуэты, объемные фактуры, украшения, этношик в сочетании с современным стилем — превращает каждый выход в ней в тот самый особенный случай.
Корни бренда уходят в древнее лакское село Кули, родину основательницы Майи Мамаевой. Прикладное искусство этого края и стало для дизайнера источником вдохновения, а творческая атмосфера окружала Майю с детства.
— Сколько себя помню, я всегда рисовала. Мое детство прошло в ателье у мамы — она у меня художник. Это было крупное предприятие, где кроме индивидуального пошива выполняли заказы для театров и этноансамблей. Так и зародилась любовь к созданию красивых вещей, — вспоминает дизайнер.
Дальше был художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета, где Майя изучала историю искусств, живопись и укрепила любовь к промыслам и ремеслам народов Дагестана. Увлечение вылилось в дипломную работу «Кулинские баркуты» — коллекцию горских шуб с ложными рукавами.
— Вязаные изделия создавались вместе с бабушками из Кули. Архивы собирали по всему селу, изучали, какие узоры встречаются чаще, и воссоздавали их уже на новых лекалах. Моим наставником в университете была Вера Агошкина — признанный эксперт дагестанского традиционного костюма, под ее руководством я защитила диплом по моделированию, — говорит Майя.
«Привычные традиции — это уникальный культурный код»
После шуб появились клетчатые платки «Ганзкалши» — неизменный атрибут женщин из Кули. Они присутствуют в коллекциях BOUZMA не первый год. «Ганзкалши» в переводе с лакского означает «плотный платок».
— Идею я позаимствовала у моих любимых и родных кулинок. Хотелось передать их языком, что значит этот платок для каждой горянки, ведь он несет в себе глубокий смысл и прочно вписался в ежедневный быт: это и своего рода элемент верхней одежды, и плед, который согревает в холода. Ганзкалши даже заменяет кулинкам детские коляски — ими на спине фиксируют малышей во время прогулки, — объясняет Майя.
Но визитной карточкой бренда стали пончо с изображением лошадок из 100% мериноса. Их полюбили модницы не только Кавказа, но и Москвы, Ближнего Востока и США. Лошадка вдохновлена элементом антикварного безворсового ковра, который хранится в Национальном музее республики Дагестан.
— В наших коллекциях появляются и стилизованные птички, и даже динозавры. Но именно лошадка запала в сердце и стала логотипом BOUZMA, — подчеркивает дизайнер.
Майя выпускает не только коллекции, но и видеопроекты. В их числе — ролики к празднику весны «Интнил хьхьу», пропитанные атмосферой сельского праздника: пока дети веселятся на улице, в домах пекут традиционный пирог с орехами и сухофруктами барта.
— Мы снимаем ролики, потому что хотим передать подрастающему поколению любовь к родному искусству, объяснить, что даже кажущиеся многим привычными традиции — это уникальный культурный код и его надо беречь, — уверена основательница бренда.
Другим видеопроектом стал модный показ в родных краях дизайнера. Съемки проходили в знаковом для сельчан месте — на плато Ялтту Ар.
— Это казалось несбыточной мечтой, ведь лучшего места для демонстрации дагестанской моды я не знаю, — признается дизайнер.
«Не может не вдохновлять мастерство модельеров уходящей эпохи»
Идеи для коллекций Майя находит и за пределами Кавказа. Опыт практики в Доме Elie Saab в Ливане стал для нее ключом к haute couture. Этот след ощущается в свадебной линии бренда.
— Есть дизайнеры, которые создают по-настоящему красивые вещи. Не может не вдохновлять мастерство модельеров уходящей эпохи. Но сегодня мода часто основывается больше на эпатаже, нежели на желании подчеркнуть красоту, — считает дизайнер.
BOUZMA трижды был представлен на Московской неделе моды: показ в Манеже, презентация на выставке в рамках BRICS и в программе видеофестиваля World Fashion Shorts. На этом Майя Мамаева не намерена останавливаться. В планах у дизайнера — новые коллекции haute couture, выпуск линеек повседневной одежды и открытие флагманского бутика. И где бы ни проходили показы — в Москве или Милане — ДНК бренда останется неизменным: это Кули, его узоры и культурный код Дагестана.