Одни модельеры делают ставку на аксессуары из войлока, другие — на национальный орнамент, третьи — на дорогую ювелирную отделку. Но есть у них и кое-что общее: все они понимают, что покупатели прежде всего ценят ручную работу и внимание к индивидуальным особенностям клиента. И все продвигают свои творения через социальные сети и «сарафанное радио».
Милана Халилова. Войлочный путь
Училась в колледже дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета, где изучала местные традиционные ремесла. Сейчас работает педагогом в детском мультимедийном центре Нальчика. Увлекается катанием войлока. Для этого у Миланы есть комната-мастерская на первом этаже родительского дома.
— Войлоком увлеклась еще во время учебы в колледже. Нам очень повезло с педагогами, они разрешали пробовать шить что-то свое, помогали организовывать выставки. Во время учебы вместе с однокурсницами мы организовали передвижную выставку «Войлочный путь». У нас было порядка 45 полотен в традиционном и авангардном стилях из войлока. С этой выставкой мы побывали и в Абхазии, и в Майкопе, и во Владикавказе. Тогда я поняла, что увлечение войлоком — это надолго.
За два года я сделала около 25 моделей сумочек. Сейчас готовлюсь к выставке, на которой буду показывать свои работы. Создавать собственный бренд пока не решилась, но вижу, что ручная работа популярна, людям нравится ходить с оригинальными вещами.
Меня вдохновляют работы таких художников, как Пикассо, Ван Гог, Гоген, Матисс. Всегда смотрю на них с придыханием. Люблю африканские маски, тотемы.
В нашей республике сохранилось много старинных золотых и серебряных украшений, разные нагрудники, вышивка. Все интересные находки я фотографирую и добавляю в свою базу. А когда работаю — смотрю фото, нахожу оригинальный элемент, обыгрываю его и переношу на сумки. Интернет тоже часто подкидывает новые идеи.
Зайнаф Байрамукова. Вдохновение от природы… и мегаполиса
Начала работать с 16 лет, когда училась на втором курсе колледжа дизайна КБГУ. Модой увлекается с детства, хотя в юности мечтала стать адвокатом. Первый бренд Paradise for Sinners вместе с однокурсницами создала еще в колледже. Тогда девушки работали с известными артистами республики, делали костюмы для конкурсов красоты в КБР и Осетии. В работе ориентировались на европейских дизайнеров. Пять лет назад Зайнаф стала шить под своим именем. И переориентировалась на стиль этно. Мастерская Зайнаф находится в центре Нальчика, здесь же продаются вещи из последних коллекций и аксессуары.
— Раньше я категорически не хотела работать с национальной одеждой. Считала, что наш кавказский костюм уже давно доведен до совершенства и больше туда ничего добавлять не надо. Но моя подруга однажды предложила сшить национальное платье с новыми элементами. Оказалось, что идея интересная, и я взялась за первую коллекцию, которая получилась очень успешной. Иногда я шью и мусульманскую одежду. Вот сейчас рисую эскизы для новой коллекции как раз для мусульманок.
Все коллекции я отшиваю сама, хотя у меня есть две помощницы, они помогают с мелкой работой. За тканями и фурнитурой езжу в Пятигорск.
У каждой моей коллекции — свои источники вдохновения, но главные всегда — мегаполис и природа.
Сама я предпочитаю максимально функциональную и удобную одежду. В повседневной жизни ношу рубашки, джинсы, свитера и обувь на плоской подошве. Сейчас мы, кстати, разрабатываем новую коллекцию этно-одежды, которую можно будет носить днем в повседневном режиме.
На Кавказе любят, чтобы одежда блестела и светилась. Поэтому мы тратим много времени на ручную работу и не жалеем ярких деталей: стразов, каменьев, бус. В Европе не всегда понимают, зачем на одежде такой объем вышивки и золотых нитей, но на Кавказе это «обязательная программа». Я и сама с удовольствием ношу подобную одежду на вечерние и торжественные мероприятия.
Диана Якокутова. Сама себе реклама
В колледже Диана специализировалась на дизайне костюма, а в институте получила диплом ювелира. На практике она объединила оба умения и теперь делает наряды с богатой вышивкой и ювелирной отделкой. Шить вещи под собственным брендом Диана пока не готова, она работает дизайнером в одном из ателье Нальчика.
— Я считаю, что главное в одежде — это детали, именно поэтому так важны вышивка и ювелирная отделка. В национальном черкесском костюме больше всего ценится ручная работа. Некоторые свадебные наряды я украшаю вышивкой стеклярусом, но стараюсь стилизовать их в современном ключе. Сейчас свадьбы у нас современные, и мне хочется, чтобы невеста даже в национальном платье выглядела стильно. Обратите внимание и на платья в темных тонах с ювелирными украшениями. Такие тоже можно надевать к нам на свадьбы.
Я люблю и ценю культуру нашего региона, поэтому традиции и историческое наследие вдохновляют меня больше всего.
Всю одежду для себя я шью сама и предпочитаю одеваться в том стиле, что представлен в ателье. Например, сейчас на мне черкесский пояс. Мне кажется очень важным для дизайнера демонстрировать на себе стиль, в котором работаешь. Хотя иногда очень хочется просто надеть брюки.
Марита Желеготова. Паспорт в цветочках
Собственной мастерской Марита пока не обзавелась, зато придумала название бренда — Marizhel. Работает девушка на втором этаже квартиры, где живет ее семья. В колледже она изучала декоративно-прикладное искусство.
— Мода — моя мечта с детства. Когда была маленькой, подражала всем дизайнерам от Валентина Юдашкина до Dolce&Gabbana. Перерисовывала их платья, добавляла что-то свое, тренировалась на одежде для кукол. Помню, в школе писали сочинение «Кем я хочу стать», я тогда написала, что хочу быть известным дизайнером.
После учебы была помощником дизайнера, дорабатывала почти готовые платья. Потом вышла замуж и родила сыновей, занималась домом. Тогда и поняла, что пришло время реализовывать себя. Я узнала про конкурс Fashion Show, который проходит в Нальчике, и подала заявку. Меня пригласили участвовать. Первая коллекция для мероприятия состояла из 10 костюмов.
Я сама по себе творческая натура. Не смогу работать с документами. Если бы мне, например, пришлось работать в паспортном столе, то люди бы забирали свои паспорта от меня только с наклеенными на них цветочками. Я могу посмотреть на дерево, оно красиво осыпается, — и бегу домой творить.
Фото: Анна Кабисова