{{$root.pageTitleShort}}

Поездка в Чечню и Дагестан: две республики за четыре дня

Из Грозного до Сулакского каньона и обратно — как спланировать насыщенный и быстрый маршрут по Кавказу

Все началось с того, что у нас было несколько свободных дней и большое желание провести их в горах. А еще нам давно хотелось съездить в ремесленные аулы Дагестана и увидеть горное озеро Кезеной-Ам. После недолгого обсуждения и консультации с местными был утвержден этот автомаршрут. За четыре дня мы увидели несколько горных аулов, узнали, как делают бурки, готовят урбеч и добывают соль. Мы сидели на коврах в мечетях, гуляли по грозненскому рынку размером с аул, пробовали чеченские суши, пили литры чая в гостях, а кое-кто даже плакал — от вида на Кезеной с высоты.

Вечер в Грозном: прогулка по городу и национальная кухня

Наше путешествие начиналось в Чечне. Мы прилетели в Грозный прямым рейсом из Москвы. Время полета — около двух с половиной часов, что довольно удобно. Такси до города — 500 рублей.

Бросаем вещи в очень дешевом грозненском хостеле, найденном на Booking, и идем гулять. Мы приехали аккурат на день города. Главным событием дня было открытие большого торгового центра — в этот вечер там гулял весь Грозный. Мы же отправились в мечеть «Сердце Чечни». Это огромное строение из белого мрамора, с позолотой и мягкими коврами, по которым очень приятно ходить или сидеть на них, опершись на колонны. Медитативно.

Потом была небольшая прогулка по проспекту Путина и ужин в кафе под названием «Пицца хаус». Моя чеченская приятельница сказала, что там лучшая национальная кухня. Смешно — «Пицца хаус» и национальная кухня. Но там она правда есть, и вкусно. Мы съедаем по большой тарелке галушек с мясом и бульоном. А на десерт заказываем хингалш — сладкие чеченские лепешки с тыквой.

День первый: Кезеной-Ам и мечеть в Шали

Ранний подъем и быстрый завтрак в кофейне Ramozoti — небольшом хипстерском местечке в центре Грозного. За столиками свои флэт-уайты пьют девушки в хиджабах, и для нас это сбой матрицы и наслоение контекстов.

Потом снова гуляем по Грозному, заходим в музей Ахмата Хаджи, а ближе к полудню едем в прокат взять машину. Простенькая «Лада» обошлась в шесть тысяч на четыре дня.

По пути в Кезеной делаем остановку в Шали. Город построен примерно по той же модели, что и Грозный. Только все не так масштабно. Есть Сити — комплекс высоток с квартирами. Есть гигантская мечеть, не очень соразмерная городу. В нее мы и заходим — а потом едем дальше.

От Грозного до Кезеноя — немногим больше пары часов. На протяжении всего пути отличная дорога. У поворота на Ботлих надо свернуть направо, еще пара минут и — вау! Чуть позже мы узнаем, что озеро еще живописнее выглядит с другой точки — со смотровых площадок вдоль дороги. Но все-таки это первое его появление среди скал особенно впечатывается в память.

Останавливаемся в уютной гостинице, которая здесь, кажется, одна. На въезде вывеска «экстрим и спа», но ни то ни другое не работает. Экстрим не достроили, баню строят заново, так что увы. Но зато можно хайкать. Два основных маршрута — по берегу вдоль озера и по горной тропинке, вверх. Мы выбираем второй. Тропинка неплохая, хотя местами узкая. Мы доходим до мыса с крутым обрывом. От страха на глаза даже слезы наворачиваются. И в то же время так красиво! Аккуратно ползем к кончику мыса, фотографируемся и идем обратно — надо вернуться до того, как совсем стемнеет.

Ужинаем в отеле — очень долго, вкусно, цены умеренно московские.

День второй: фабрика бурок, мельница для урбеча и Ботлих

Фабрика бурок в Рахате

Встаем рано — часов в восемь — и снова немного гуляем вокруг озера. Нам повезло: вышло солнце, и Кезеной выглядит еще эффектнее. Дно у озера необычное — глинистое, белое, вода прозрачная, тихая, ледяная. Долго фотографируем и садимся в машину. Наша следующая цель — село Рахата в Дагестане и местная фабрика бурок.

«Яндекс.Карты» предлагают два маршрута от Кезеноя в Рахату — через Ботлих и через села Макажой и Ансалта. Выбирать надо первый. Во всяком случае если вы на легковушке. Вторая дорога очень плохая по качеству и проходит через горный перевал, где уже лежал снег. Мы об этом не знали и потратили впустую где-то три часа. (В остальном все дороги на маршруте — хорошие, асфальтированные, а за их состоянием следят. Проехать по ним можно в любое время года).

В Рахату мы приехали уже после полудня. Местные встретили нас очень радушно, как будто ждали. Проводили на фабрику, показали весь процесс производства: как отбирают шерсть, как вычесывают, сушат, валяют. Показали и водяную мельницу, где делают урбеч: измельчают в пасту семена льна, орехи или косточки абрикоса.

После ее осмотра мы остаемся без проводников, разделяемся и поодиночке бродим по Рахате. Кажется, уже все село знает, что у них гости. Меня приглашает к себе пожилая женщина Загидат. Мы пьем чай с мятными конфетками, которые она называет «бедными конфетами». Она рассказывает про сыновей, их болезни, умершего еще молодым мужа. Когда мы расстаемся — дает мне в дорогу яблочек. Я ухожу и думаю, что такое возможно, наверное, только на Кавказе.

Едем в Ботлих. От Рахаты это минут 15 на машине. Ботлих больше Рахаты и похож на город: дорожные знаки, асфальт, разметка. Здесь красивый рельеф и много горской архитектуры. Доходим до мечети и возвращаемся к машине уже в потемках. На улице видим очередь из местных бабушек. Наверное, мы слишком пялимся, и они кричат нам: «Мы пенсию ждем. Хотите — подождите тоже!»

К сожалению, мы не успели забронировать жилье в Ботлихе. Это был бы лучший вариант, но все уже занято. Место довольно популярное, поэтому бронью лучше озаботиться заранее. Мы же нашли гостевой дом в селе Мочох. Дорога туда вместо обещанного «Яндексом» часа заняла где-то три — это серпантин, местами плохая грунтовка, крупные валуны. В общем, путь оказался неожиданно опасным и очень долгим. И мы поняли, что верить прогнозам навигатора в горах бессмысленно. Всегда лучше спросить у местных. Зато гостевой дом в Мочохе отличный — с видом на озеро и вкусными чуду.

Вид на Ботлих

День третий: добыча соли и традиционная посуда

Утром — снова чуду и еще душевные разговоры с хозяйкой. Баночка урбеча в дорогу — и в путь. Сегодня наша цель — Кванхидатли и Унцукуль. В первом добывают соль, во втором изготавливают особую деревянную посуду с узором из металла.

До Кванхидатли доезжаем примерно за час — навигатор обещал 20 минут, но нет! Село очень живописно расположено у бурной реки, по склону горы ярусами стоят горские дома с дерновыми крышами. Место добычи соли видно еще на повороте к аулу. Но идти туда надо пешком. Мы проезжаем село почти до конца, паркуемся, идем до моста, переходим реку и еще минут двадцать идем до нужного места.

В этот день там была только одна женщина. Ей трудно было говорить на русском, но она показала нам весь процесс работы. На соледобыче трудятся одни женщины: это «не мужское дело».

Мы покупаем пакетик соли и возвращаемся в Кванхидатли. Гуляем, бродим по заброшкам, играем с местными детьми — они убегают от нас с визгами и хохотом.

Соледобыча в Кванхидатли

Потом едем в сторону Унцукуля. Это уже больше двух часов пути. Делаем остановку на шаурму в придорожном кафе и добираемся в аул уже довольно поздно.

Заезжать в Унцукуль на машине даже страшно: очень резкий подъем наверх, дорога узкая — дома стоят близко. Спрашиваем кого-то, где найти известную посуду — и уже через пять минут сидим в гостях у одного из мастеров. Он показывает нам свои изделия — они оказываются уж очень большими. Мы ничего не покупаем, но нам все равно в деталях рассказывают тонкости ремесла, а потом усаживают за чай с кукурузной халвой и домашним виноградом.

Уходим мы только через час, немного гуляем. В сувенирной лавке покупаю маленькую вазу местного производства. Нельзя же уехать отсюда ни с чем! Потом еще почти два часа в дороге, но уже по равнине — едем в Кизилюрт.

День четвертый: Сулакский каньон и чеченские суши

Вообще-то, сам Кизилюрт нас не интересовал. Наша цель — поселок Дубки, около которого расположены смотровые площадки на Сулакский каньон. Но поскольку бронировали мы все в последний момент, то жилья там уже не было. Кизилюрт же недалеко, и отель там можно найти всегда.

Осматривать в Кизилюрте особо нечего, утром мы сразу отправляемся к поселку Дубки. Здесь можно легко сориентироваться по навигатору или просто следовать за туристами — их будет много. Еще стоит утеплиться, потому что ветер на смотровых — сдувающий. Но вид на Сулак правда крутой.

Мы гуляем, делаем фото, лежим на склоне и смотрим на небо, потом пьем кофе. Для туристов здесь есть маленькая кофейня и туалет.

Немного жаль, но, кажется, путешествие заканчивается. Нам пора ехать обратно. Дорога от Дубков до Грозного — примерно 2,5 часа. Тут навигатору можно доверять.

На рынке «Беркат»

У нас остается несколько часов до самолета. Мы возвращаем машину и идем на местный рынок «Беркат» размером с большой район. Подруга из Грозного ведет нас есть известные в узких кругах чеченские суши, а потом настаивает на том, чтобы отвезти нас на смотровую площадку «Лестница в небо». Она расположена на удалении от Грозного, и город оттуда видно целиком. Москвичам конструкция напомнит парящий мост в Зарядье. А оттуда — такси до аэропорта.

По пути обсуждаем, что поездка вышла крутой и насыщенной, но все же можно было сделать ее чуть лучше. И вот как:

— Сразу отправиться в Рахату по отличной дороге через Ботлих;
— Бронировать жилье заранее — тогда можно останавливаться в нужных точках маршрута и не тратить время на разъезды;
— Возможно, стоило взять еще один день и просто отдохнуть в хорошем отеле где-то в окрестностях Сулака.

Лиза Али

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.