{{$root.pageTitleShort}}

«Веселые горки»: велодорожки в Ставрополе не выдержали холодов и критики

Инновационные резиновые велодорожки в самом благоустроенном городе России оказались непригодными для езды. Эксперты считают: виноваты понты

Две велодорожки общей протяженностью 1300 метров появились в Ставрополе два года назад. Треки проложили на газонах — сначала бетонное основание, затем резиновое покрытие, которое называли инновационным. Открывали велозону с большим шумом. По заявлениям городской администрации, проект обошелся местному бюджету в 7 миллионов рублей. Но после зимы инновационное покрытие вздулось, пошло пузырями и стало небезопасным.

Велосипедисты: «Колеса не катят»

Велодорожки проложили на двух улицах — 50 лет ВЛКСМ и Тухачевского. На первой покрытие уцелело, зато на второй почти полностью испортилось. Но и уцелевшая дорожка велосипедистам не нравится — слишком мягкая и прерывистая.

На этапе строительства местные власти советовались с велосообществами и вроде бы пытались выработать концепцию, которая бы всех устроила.

— Велосипедистов пригласили в комитет городского хозяйства. Показали планируемую сеть велодорожек. С нами обсуждали покрытие и мировые практики. В том числе возможность прокладки на газонах с помощью специальных сеток. Почему было выбрано именно резиновое покрытие — мне неизвестно. Есть мнение, что покрытие сделали из остатков от других проектов, например спортивных сооружений, чтобы сэкономить деньги, — говорит координатор Центра гражданских инициатив СКФО Валерий Ледовской. — Теперь дорожка «вспузырилась». Особенно на улице Тухачевского, вдоль студенческих общежитий. Холмики через каждый метр — невозможно ездить.

Из обсуждения в сообществе «Нетипичный Ставрополь» (ВКонтакте):


— Велодорожке всё. По крайней мере на ул. Тухачевского…

— Она ещё осенью умерла!

— Пешеходы с перегрузом разбили.

— Ага… ходят там своими ногами, топчут все!

— Оооо… ну тут нужно ещё 10 млрд!

— Она превратилась в нормальную российскую дорогу.

— Превратили в велодорожку с трамплинами.

— Похоже на ковёр… Так и хочется поправить…

— Как будто слегка помялась, утюгом пройтись и норм.

— Не только автомобилистам же страдать.

— Зато своей задницей будем чувствовать кочки, некий массаж))

— Снег растаял вместе с дорогами и дорожками.

— Ничего, не переживайте. Выделят ещё бюджетных денег, попилят, скотчем подрихтуют и все норм будет.

— Земля стареет, это морщины…

— Это всё реагенты, и пешеходы в китайской обуви!

— У вас это… стабильность отклеилась!

— Во всем виноваты толстые велосипедисты.

— ВелоПЛАТОН надо вводить.

— Как мэр хвастался… Сколько ж это стоило?

— Я вообще удивлён, что у нас есть велодорожки.

По словам экс-главы общественной организации «Велокавказ» Алана Мисикова, велодорожки прокладывала та же компания, что обустраивала ставропольские дворовые площадки. С точно таким же резиновым покрытием.

— Резина, которую использовала компания, — продукт переработки шин. Это тоже стало аргументом в пользу выбора именного этого подрядчика, — объясняет Мисиков. — Строительство мотивировали тем, что дорожка получится уникальной. Ни у кого такой нет, а у нас будет!

Велосипедисты были рады самому факту создания велодорожки, но вскоре выяснилось, что ездить по резине крайне неудобно. Даже в теплое время года.

— Такое покрытие для дорожки — просто блажь. По ней едешь как по песку: она скрадывает энергию движения, и приходится прилагать гораздо больше усилий, чем когда едешь по асфальту, — говорит Мисиков.

— Колеса не катят, — подтверждает организатор городских веломарафонов Евгений Головащенко. — Заезжаешь на дорожку и сразу чувствуешь: крутить педали становится тяжелее. Велосипедисту нужен просто ровный асфальт. А тут — мягкое покрытие. К тому же дорожка виляет вверх-вниз, прерывается на пересечениях с выездами с парковок. Это что, «веселые горки»? Сделали бы ее хотя бы сплошной, заодно машины притормозят на выезде. Получается, безопаснее и удобнее ехать по проезжей части.

В холодный сезон резину не очищали от снега.

— За всю зиму ни разу ее не чистили. Боялись испортить снегоочистителем, а убирать вручную никто бы не стал. Наверное, решили: кто будет зимой кататься? Правильно, не будет дороги — никто не будет кататься, — усмехается Евгений. Сам он ездит на работу на велосипеде в любую погоду.

Мэрия: «Будем восстанавливать»

Велодорожка, «как и любой объект, подверженный воздействию погодных условий, нуждается в надлежащем уходе и своевременном ремонте», заявили порталу «Это Кавказ» в городской администрации.

Гарантийный срок на резиновую дорогу — до 2020 года. До этого времени подрядчик несет ответственность за все недоработки.

— Мы будем восстанавливать поврежденные участки. В прошлом году подрядчик точно так же заменял часть покрытия, которая испортилась после зимы, — сказал первый заместитель руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя Павел Редька. Однако назвать подрядчика, ответственного за ремонт, он отказался: — Администрация не желает указывать название организации, выполнявшей эти работы. Мы хотели бы воздержаться от фамилий, имен, названий юридических организаций.

За последние пять лет в Ставрополе продано более 10 тысяч велосипедов.

По его словам, выбирая резиновое покрытие, в мэрии ориентировались, в первую очередь, на травмобезопасность.

— Этот проект стал для нас пробным шаром. За два года мы поняли, что дорожка востребована среди велосипедистов, — говорит представитель администрации. — Я сам езжу на велосипеде с ребенком и не знаю, чем вызваны претензии так называемого городского велосообщества.

В комитете градостроительства администрации Ставрополя говорят, что в городе уже есть проект строительства велодорожки по улице Космонавтов до Южного обхода. А на новых улицах, например на проспекте Безымянный, велодорожки становятся частью строительного плана.

—  Они закладываются как обязательный элемент, как тротуар или асфальт на дороге, — говорит руководитель комитета Андрей Уваров. — В результате мы хотим создать сеть велодорожек, чтобы горожане смогли без проблем и с комфортом перемещаться между основными районами.

В планах мэрии — соединить велодорожкой Юго-Западный и Северо-Западный районы города. Но не в ближайшее время.

— У нас нет новых контрактов на строительство дорожек, и в текущем году деньги на это в бюджете не предусмотрены. Когда появятся деньги, будем решать вопрос с материалами, — сказал Павел Редька. — Администрация Ставрополя с вниманием отнеслась к рекомендациям велосообщества и в последующем, при реализации проектов новых велодорожек, будет рассматриваться вариант покрытия из мелкозернистого асфальта с нанесением соответствующий разметки.

Эксперты: лучше удобно, чем красиво

— Если вы берете понравившееся вам покрытие и пытаетесь его всунуть в неподходящие эксплуатационные условия, ждите плачевный результат, — говорит Александр Водяник, эксперт в ГК «Южный градостроительный центр». — Мне непонятно, зачем стелить на велодорожку резину, какой бы инновационной она ни была. Перепады температур, вода, снег — вот и результат.

По словам Водяника, ситуация типична для российского юга.

— Все дело в понтах. Желание впечатлить ведет к неразборчивости в технологиях. Почему выбрали именно это покрытие? Чтобы велосипедистам было удобно ездить? Нет, чтобы было «красиво». А это изначально разные цели.

Для «мягких» велотреков нужен высокотехнологичный материал и специальная технология укладки, говорит специалист. Но этот материал еще надо найти, и, очевидно, он стоит в разы дороже резины. Велодорожек со специальным покрытием в мире немного — потому что люди подходят к вопросу из соображений уместности и срока службы.

По мнению Александра Водяника, дорожки в Ставрополе можно было бы сделать из мелкофракционного отсева гравия. Он бы дренировал воду и эффективно эксплуатировался на открытом воздухе.

А президент «Альянса свободных ставропольских архитекторов» Виктор Маркелов считает, что велодорожки, как и тротуары, лучше делать из тротуарной плитки, а не асфальтировать:

— Асфальт в Ставрополе не переживает холодов.

Екатерина Филиппович

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Трамвай и отель с видом на горы. Как изменится город-курорт Железноводск через 5 лет

ДОМ. PФ и Институт генплана Москвы разработали мастер-планы развития Ессентуков, Железноводска и Пятигорска до 2040 года. Продолжаем разбираться, как изменятся города-курорты Кавминвод

Аэросолярий, сухие фонтаны и новые турбазы. Как изменится город-курорт Ессентуки через 5 лет

ДОМ. PФ и Институт генплана Москвы разработали мастер-планы развития Ессентуков, Железноводска и Пятигорска до 2040 года. В серии материалов разбираемся, как преобразятся города-курорты Кавминвод