{{$root.pageTitleShort}}

Живопись под журчание воды

Дом, который за 120 лет почти не изменился, даже стал еще ближе к первозданному виду — здесь вновь забил уникальный фонтан. История особняка одного из богатейших людей Владикавказа начала XX века

Богдану Оганову принадлежали мануфактура, магазины, с десяток зданий и земельных участков, но запомнился, как сегодня сказали бы, «олигарх» человеком, украсившим Александровский проспект (ныне проспект Мира) одним из красивейших особняков. До наших дней здание сохранилось почти в первозданном виде, и побывать в нем может любой — здесь располагается Художественный музей имени Махарбека Туганова.

Дворец в миниатюре

На втором этаже музея спустя несколько месяцев реставрации вновь забил дореволюционный фонтан — из верхней чаши вода, журча, стекает в нижний бассейн. Больше века назад его установили в зимнем саду особняка мануфактурщика. При строительстве использовали горный хрусталь, ракушки, кораллы и туф, привезенный из-за границы.

За столетие часть фонтана была утрачена. Реставраторы восстанавливали первоначальный вид по сохранившимся элементам, находили недостающие материалы, изучали дореволюционные технологии. Не обошлось без открытий: сотрудник музея, художник-реставратор Владислав Гасиев обнаружил под слоями краски первоначальный орнамент в мавританском стиле.

Сегодня фонтан соседствует с одним из выставочных залов музея. Архитектор задумывал помещение как столовую, чтобы за завтраком можно было любоваться зимним садом. С кухни на мансардном этаже еду спускали на лифте — небывалая роскошь по тем временам.

Среди владикавказских экскурсоводов гуляет легенда, что «европейский дворец» — подарок Оганова сыну, который якобы вернулся после учебы из-за границы с женой француженкой. Историки опровергают байку: оба сына мануфактурщика учились в Москве, работали юристами во Владикавказе, и с Францией их ничего не связывало. А вот отец много путешествовал и решил принести частичку Европы на Кавказ.

Работу поручили известному архитектору Ивану Рябикину, вероятно вдохновившемуся покоями царской семьи в Петербурге. Белые колонны, золотая лепнина — особняк Оганова словно Зимний дворец в миниатюре. Фасад также украшен знаками зодиака, песочными часами. Колонны венчают гарпии — мистические существа, полуженщины-полуптицы.

Первый этаж отвели под мануфактуру «Киракозов и Оганов», где планировалось торговать тканями и готовой одеждой. Окна от пола до потолка должны были стать витринами. Второй этаж — жилой. Здесь располагались кабинет хозяина, будуар, спальня, ванная, тот самый зимний сад с фонтаном, три жилые и еще несколько общих комнат, оформленных с шиком. Парадный зал для званных вечеров — в стиле барокко, с античными изображениями праздника в честь бога веселья Вакха на потолке. Дамский будуар оформлен в стиле рококо — с рисунками растений в пастельных тонах.

Из кабинета Оганова по лестнице можно было подняться на антресоль, где по одной версии, планировалась библиотека, по другой — там мог располагаться небольшой оркестр. Во время званых вечеров его игру благодаря хорошей акустике по задумке можно было слушать в парадном зале.

Античная и средневековая стилистика не помешали оснастить особняк по последнему слову техники. Система вентиляции и электроснабжения, парового отопления — дореволюционные радиаторы до сих пор стоят в зимнем саду.

Главный экспонат

Грандиозную стройку завершили в 1903 году, но купец заселяться не спешил. Оганов сдавал дом под жилье и торговые заведения, утверждает заведующая архивом Художественного музея Нателла Малкарова. Вместе с рентой владелец стал получать жалобы. В архиве недавно обнаружили запись: «Оганов, не дав дому высохнуть в течение года, сдал в нем несколько квартир, связав арендаторов тяжелыми условиями». За нарушение строительного устава хозяина привлекли к судебной ответственности.

В 1910 году Богдан Григорьевич скоропостижно скончался в Кисловодске. Некоторые источники утверждают, что незадолго до смерти Оганов продал особняк. После революции здание национализировали и сдавали магазинам, фотоателье и мастерским. После войны здесь располагался Президиум Верховного Совета республики.

Художественный музей имени Махарбека Туганова переехал в бывший особняк в 1956 году. В собрании учреждения — картины и скульптуры из Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. Но главный экспонат — само здание: расписные потолки, скрипящие паркетные полы и цветные витражи, а теперь и фонтан в зимнем саду.

Валерий Тайсаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Смена ориентиров: как осетинский дизайнер сочетает моду и секонд-хенд

Расхламляет шкафы, помогает планете и использует передовые технологии — Тэка Бандурова не только дает вторую жизнь старой одежде, но и реализует уникальный проект по разумному потреблению вещей

Прогулка с пользой: литературная экскурсия по Владикавказу

Маленький городок, а загадок очень много, говорит о столице Северной Осетии Зарина Алборова. Дипломированный гид разработала авторскую экскурсию и открывает туристам непривычную сторону Владикавказа

Пиво, кофе или сыр: каким получился главный торт Владикавказа

В Северной Осетии 240-летие столицы республики будут праздновать с новым фирменным тортом. Главное лакомство выбрали сами жители, а попробовать город на вкус скоро можно будет и в кондитерских