{{$root.pageTitleShort}}

Кино и горцы: в Дагестане завершились съемки исторического фильма «Аманат»

Звезды российского кино приехали в горы Кавказа, чтобы сняться в художественной ленте о судьбе старшего сына имама Шамиля, отданного русскому правительству в залог за перемирие

«Чох» по-аварски значит стоянка. Для кинооператоров, режиссера, продюсера и большой группы актеров полнометражного российского фильма «Аманат» остановка в этом живописном дагестанском ауле продолжалась больше месяца. К звездным туристам в этих краях привыкли, чего не скажешь о съемках художественного фильма — многое было для чохцев в диковинку. В ауле то перекрывали дорогу, то скакали по улицам на лошадях, то взрывали петарды: как-никак съемки исторического кино. Тема трепетная — Кавказская война. В центре сюжета — жизнь и судьба старшего сына имама Шамиля Джамалутдина, которого еще ребенком передали русскому правительству как гарант перемирия — аманат — между русской императорской армией и имаматом.

Главного героя играет профессиональный актер Амин Хуратов, петербуржец с адыгскими корнями. Молодой человек имел навыки верховой езды и фехтования, но все, как признается, было на уровне детских воспоминаний. Потому перед съемками фильма Амин учился всему заново: уверенно сидеть в седле, дерзко размахивать шашкой и держать осанку.

— Джамалудин — кавалерист, он служит в конной армии, поэтому я должен был отточить все навыки верховой езды. Было сложно, брал уроки у профессионального инструктора, рядом находились и помощники, продюсер. Мое вживание в роль было, можно сказать, намолено общими силами, — делится актер главной роли.

В центре — Амин Хуратов

Для съемок фильма в горный дагестанский аул приехали и известные российские актеры, знакомые зрителям по отечественным сериалам — Даниил Страхов и Екатерина Гусева. Заслуженная артистка России, делясь впечатлениями о пребывании в Дагестане, сказала: «Горы Кавказа — это любовь навсегда». Какие роли достались звездам, авторы фильма не разглашают, как и детали сценария.

«Аманат» - первое художественное кино, посвященное сыну имама Шамиля. Как поясняет генеральный продюсер и сценарист фильма Шамиль Джафаров, идея создания полнометражной картины появилась у него давно. К реализации он приступил, заручившись поддержкой Минкультуры России, Фонда кино и Министерства по делам национальностей. Съемки стартовали еще в 2018 году, но из-за пандемии процесс несколько раз останавливали.

Шамиль Джафаров (слева)

— Эта картина носит характер всеобщего примирения в контексте исторической памяти России и Дагестана, — комментирует Шамиль Джафаров. — И мы не случайно снимаем в Дагестане. Хотели показать исторические места, именно те, где действительно разворачивались военные действия.

Все батальные сцены кинокомпания «Даггер Фильм» снимала в Гунибском районе. А еще зритель увидит в фильме дворцы Петербуга, достопримечательности Ленинградской области, Москвы и Волгограда.

Бадави Исупов играет Идриса, друга Джамалутдина

Костюмы для фильма сшиты в специализированных ателье с привлечением историков, этнодизайнеров и консультантов по военному костюму.

— У нас целая фура костюмов, их 500 или 1000! Каждый подгоняли под актера, искусственно старили вещи, чтобы они выглядели поношенными. Отшивали в Санкт-Петербурге и Москве, а кавказские — в Махачкале, — рассказывает художник по костюмам Наталья Надбитова.

Некоторые наряды вместе с серебряными украшениями предоставили дагестанские музеи, а костюмеров консультировали местные специалисты.

— Они объясняли нюансы традиционных костюмов дагестанцев. Теперь мы понимаем, что у каждой национальности в Дагестане свой свадебный наряд, поэтому для невесты Джамалутдина Меседу мы искали именно старинное аварское платье. Нарядить ее в кумыкское или лезгинское — коверкание истории, — объясняет Наталья.

В фильме снимались и жители Чоха. Информация о том, что идет набор молодых людей для участия в массовых сценах, облетела аул мгновенно. Откликнулись и местные джигиты, и ребята из соседских сел и районов. Кто-то даже пришел на кинопробы со своим конем — это только приветствовалось.

— Под солнцем в гриме и костюмах мы стоим по 12 часов, но это того стоит. Костюмы, кстати, отличные: жара, дождь — в нем не потеешь, все натуральное, дышит. А как ощущается дух времени — словами не передать! Меня будто действительно перенесли на несколько веков в прошлое, — делится впечатлениями местный житель Газимагомед Раджабов.

Съемки в Чохе стали завершающими в подготовке полнометражного фильма. Декорации, воссоздающие атмосферу и быт горской жизни, кинокомпания уже передала в филиал Национального музея Дагестана в Согратле. На большой экран фильм выйдет весной следующего года.

Хатима Нисредова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Вдоль Турчидага и обратно. Нестандартный маршрут по Гунибскому району Дагестана

Гора Маяк и Седло-гора, заброшенная дорога, причудливые камни и террасы, гнезда сипов и «голова удава» — все это можно увидеть, если пройти по пешему маршруту от местного географа