{{$root.pageTitleShort}}

Шедевры реализма в сказочном доме

Вековой особняк, коллекция местных «Третьяковых» и еще пара причин сходить на обновленную экспозицию в Ставропольский музей изобразительных искусств

Живописный купеческий дом

Во время прогулки по Ставрополю не пройдите мимо старинного двухэтажного особняка на улице Дзержинского, 119. Нарядный фасад, арочные въездные ворота, балкон и надкрылечники из кованого железа, чердачный этаж с изящными слуховыми окнами — место по-настоящему поэтичное и живописное. Особняк 148 лет назад построил виноторговец Исай Арутюнов и открыл на нижнем этаже трактир с шашлыками, а наверху сдавал меблированные комнаты. Питейное заведение было популярно, а вот комнаты со временем пришлось передать в аренду соседней гостинице «Гранд-Отель».

После революции здание муниципализировали, а 19 лет назад — отреставрировали. В комнатах постарались восстановить дореволюционное убранство: мебель, предметы быта, изразцовые печи.

Сейчас здесь краевой музей изобразительных искусств, в коллекции которого — 25 тысяч экспонатов, в том числе уникальные полотна художников со всего мира. С февраля 2023 года особняк Арутюнова стал колыбелью экспозиции «Передвижники» — музейной коллекции одноименного творческого объединения XIX века, представителей которого называли революционерами российского искусства.

Третьяковка по-ставропольски

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Малая Третьяковка» Кисловодска
В XIX веке здесь искали вдохновение Репин и Куинджи, в XX веке — отдыхал Брежнев, а теперь в стенах усадьбы собираются любители картин передвижников и меломаны

Все экспонаты музея собирались годами, и коллекция великих реалистов — не исключение. Начало всему положили купцы Алафузовы. Представителей греческой династии, жившей в Ставрополе с 1827 года, прозвали местными Третьяковыми. Николай Алафузов любил живопись и много путешествовал, скупая картины известных мастеров. Купец собрал частную коллекцию и открыл в доме брата выставку.

Спустя время здание вместе с картинами продали, а коллекцию разграбили. Уцелела лишь часть произведений, которая и стала ядром коллекции классического искусства музея. На выставке «Передвижники» можно увидеть одну из тех картин — работу пейзажиста Арсения Мещерского «На реке» 1898 года.

К алафузовской коллекции со временем присоединились полотна Айвазовского, Занковского, Рубо и акварель Верещагина из Ростовского музея горских народов; пейзажи Куинджи и Боголюбова из Государственного Русского музея; работы Брюллова, Васнецова, Левитана и Маковского из Государственного музейного фонда, а также произведения искусства из Эрмитажа и Новосибирской картинной галереи.

{{current+1}} / {{count}}

Несалонное искусство

А что насчет «передвижников», или, как их еще называют, участников «бунта четырнадцати»? В запаснике музея искусств Ставрополя хранится целая коллекция полотен живописцев, которые 160 лет назад взбунтовались против Императорской Академии художеств и стали писать на остросоциальные темы вместо заказных, салонных. На выставке в особняке Арутюнова можно увидеть 54 полотна «передвижников», еще 39 написали такие же приверженцы реализма.

— Работы самые разные. Есть огромное полотно «Зимний вечер в Финляндии» Мещерского. Этюды Куинджи, которого Репин называл художником света. Самые знаковые — картины из блока крестьянской тематики, то, с чего начинался конфликт в академии и создание товарищества. Например, «Катание на масленицу» Степанова, жанровые работы «Бездомные», «Крестьянский мальчик», «По миру» — такие вещи в то время произвели настоящий фурор, — рассказал главный хранитель музея Сергей Братчик.

Фарфор и изысканная мебель

Музей может удивить зрителя не только живописью. В коллекции — роскошная антикварная мебель, изумительный японский и английский фарфор, цветное стекло производств Европы и России, а также античные мраморные скульптуры, собрание экслибриса и предметы быта.

— Коллекция мебели в фондах музея небольшая, но довольно интересная, происходящая из частных собраний. Она позволяет окунуться в атмосферу особняка прошлых веков, познакомиться с редкими образцами мебели французского, немецкого и русских производств, — говорится в анонсе выставки.

Как пояснил Сергей Братчик, винтажные столы, стулья, комоды и прочая мебель постоянно находятся в залах особняка. Они добавляют антуража, украшают интерьер. Такая же задача и у витринных экспонатов — изделий из фарфора и стекла. Например, блюдо в китайском стиле, сделанное на заводе Гарднера в Москве, одном из первых частных фарфоровых заводов в России. Или же изделия Мейсенской мануфактуры (Германия), где в начале XVIII века получили первый европейский фарфор.

Наталия Маслова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Лезгинка у нас в крови»: что происходит за кулисами знаменитого чеченского ансамбля песни и танца

Без выступлений легендарного «Нохчо» не обходится ни один важный прием — в Чечне этот коллектив считается национальным достоянием. А по России за ними ездят толпы поклонников

«Мы не боимся ставить спектакли, которые другие отметают». Чем живет один из главных театров Северного Кавказа

Шекспира тут играют на осетинском, а один из актеров недавно получил «Золотую маску» — в Москву на гастроли приехал театр Тхапсаева, ставший открытием последних лет

«Лезгинка похожа на фламенко или танго — но в ней больше огня». Где и как учат кавказскому танцу в Москве

Сможет ли москвич научиться танцевать с кавказским задором и почему лезгинка помогает убежать от Альцгеймера — рассказывает основатель школы танца «Адат» Тагир Исламов