После репетиций солисты балета Виолетта Магомедханова и Азамат Малиев шли по городу, «слушая» запахи. И теперь могут рассказать о Владикавказе не привычным способом, а через обоняние. Для Азамата город пахнет рекой Терек, свежей выпечкой и листвой, а для Виолетты запах ни с чем не сравнить — он просто родной.
Премьера балета «Парфюмер» по мотивам одноименного романа Патрика Зюскинда состоялась на сцене филиала Мариинского театра во Владикавказе в марте — и вызвала настоящий фурор. Рассказываем, как история одного убийства превратилась в историю одной любви.
Пластика аромата
О том, что главный балетмейстер Валерий Суанов готовит необычную постановку, знали давно — балет ждал своего часа три года, пережив и карантин, и реконструкцию здания Национального государственного театра оперы и балета. Грандиозная задумка превзошла все ожидания зрителей: современная хореография, оригинальные декорации и костюмы и свежее прочтение известного романа.
Режиссер-постановщик, хореограф, автор либретто Валерий Суанов известен и как талантливый танцор. Главную роль в «Отелло» на сцене Литовского театра танца в постановке Анжелики Холиной Суанов играет уже много лет, часто летая в Вильнюс. А в 2019 году в дуэте с прима-балериной Большого театра Ольгой Смирновой он выступил на фестивале «Бенуа де ла данс» на сцене Большого театра с эпизодом из произведения «Идиот» Достоевского — тоже в постановке Холиной.
Во Владикавказе первой «пробой пера» как хореографа Валерия на сцене филиала Мариинского театра стала работа «Портрет Дориана Грея». После успеха этого балета Валерий Суанов стал главным балетмейстером театра.
В «Парфюмере» он, как признается сам, шел вслед за музыкой, а еще хотел передать чувство запаха — не словами, а хореографией.
— Я помню, как услышал музыкальную композицию и сразу увидел, как будет выглядеть балет. Причем это был его финал. Потом все начало выстраиваться вокруг этого образа. Первое образование у меня музыкальное, и поэтому я могу детально расщеплять музыку, я слышу каждый инструмент… Чувства, которые передает музыка, можно визуализировать с помощью пластики.
Проигравшая любовь
Герой романа немецкого писателя Патрика Зюскинда Жан-Батист Гренуй обладает талантом невероятно тонко различать запахи. Он стремится создать идеальный аромат — и собирает ноты для него, убивая юных девушек.
Валерий Суанов интерпретировал роман как «историю одной любви», а не «историю одного убийцы» - как сформулировал сам Зюскинд. А запахи для него — это лишь метафора, которую можно трактовать как угодно.
— Я не отделяю четко добро и зло, не беру на себя ответственность говорить: вот так — хорошо, а вот так — плохо, а даю зрителю возможность самому философствовать, — рассказывает постановщик. — Очевидно, что у Гренуя есть какая-то высшая цель, для нас непостижимая. Для себя я обозначил, что он составлял запах идеальной женщины, как будто «доставал» от каждой все самое лучшее и собирал большой паззл. Мы знаем, что все самые высшие достижения, выдающиеся вещи невозможны без того, чтобы человек не приносил что-то в жертву.
Азамат Малиев, выпускник республиканского Колледжа культуры, исполнивший роль Жан-Батиста Гренуя, признается, что роман «Парфюмер» был одним из его любимых произведений еще задолго до постановки.
— Я не считаю Гренуя чистым злодеем, да и он себя таким не считает. Он идущий к своей цели гений, которому природа даровала необычную способность, — рассуждает артист. — И вот, одержимый собственным даром, Гренуй хочет доказать всему миру свой талант. В конечном счете Гренуй примерил на себя роль Бога, а когда он понял, что Бог только один, осознал, что проиграл.
В «Парфюмере» Валерия Суанова Гренуй полюбил свою последнюю жертву Лауру — и эта любовь посеяла в нем сомнения в «высшей» цели. Но любовь проиграла.
— Гренуй хотел, чтобы о нем узнал весь мир, и в борьбе между любовью к моей героине и стремлением достичь высшую цель, выигрывает цель. Ответная трепетная, чистая любовь Лауры только на мгновение его останавливает, но оказывается не в силах спасти. Она не чувствовала в нем гения и не предполагала, что он убийца. Может, если бы знала, то закрывала бы на это глаза, — говорит Виолетта Магомедханова, выпускница Владикавказского училища искусств им. Гергиева и Московского института культуры, исполнившая роль Лауры.
По словам солистки, необычность спектакля еще и в том, что режиссеру удалось перевести сложное произведение на доступный язык — в танце все перипетии сюжета раскрываются максимально доступно.
— Для простого зрителя, который, допустим, придет впервые на классический балет, некоторые жесты танцоров могут быть непонятны. А тут даже ребенок понимает, что происходит, — объясняет Виолетта.
Парни с переферии
Режиссер считает, что постановка «Парфюмера» зажгла новую звезду — это сценограф и художник по костюмам Давид Найфонов, выпускник московской Строгановки и художник Дигорского драматического театра. Его сложный проект декораций инженеры в Санкт-Петербурге даже поначалу отказались воплощать.
— Я объяснил Давиду, что хочу декорацию, которую можно по-разному интерпретировать. С одной стороны, это город, а с другой — флаконы духов. И чтобы силуэты погибших девушек появлялись в этих флаконах. Когда нам сказали, что это слишком сложно, давайте проще, мы сами начали придумывать, как воплотить идею технически. От инженерии я очень далек, но когда ты сильно чего-то хочешь… — вспоминает Валерий Суанов.
Чтобы убедить питерских инженеров в том, что построить такие декорации возможно, Давид создал 3D-модель всего сценического пространства театра с мельчайшими подробностями. Визуализировал и саму конструкцию декорации.
— В Петербурге не ожидали, что какие-то парни с периферии приедут настолько подготовленными… И нам, конечно, приятно, что в итоге мы смогли убедить их, — рассказывает Валерий.
Сам Давид Найфонов вспоминает, что впервые прочитал роман Зюскинда лет десять назад, когда увлекался музыкой группы Nirvana. В одном из интервью лидер группы Курт Кобейн говорил, что книга, которую он с собой всегда носит и часто перечитывает, — «Парфюмер». Сценическое пространство и костюмы для спекталя родились у него «естественным образом».
— Просто нужно поймать нужную волну, — делится художник, подчеркивая, что ему было важно убрать все параллели с фильмом. — Мы создали свой мир, своего парфюмера. Нам хотелось создать и свою атмосферу. Так родилась эта декорация с флаконами, которые коллекционировал Гренуй. Он был одержим своей целью, грандиозность которой на метафорическом уровне передает в том числе и масштабная декорация.
Перед художником не стояла задача с достоверной точностью передать время действия романа.
— Через архитектурные формы зритель может считать, что это Франция эпохи барокко. Первостепенной задачей было, чтобы считывалась форма склянок, и уже потом я прорисовал город. Так мы достигли двух целей: и показали эпоху, и реализовали современный художественный прием.
Такое же смешение исторической достоверности с современным видением прослеживается и в костюмах. По словам художника, если смотреть на костюмы бегло, то эпоха считывается. Но если подробно изучать детали, то выяснится, что они не относятся к Франции XVIII века — таким образом достигалась неявная современность.
— Этот огромный завод по производству декораций и костюмов — это что-то невероятное: огромные цеха, в которых занимаются кто деревом, кто металлом, кто мягкими декорациями, а есть отдельные обувные цеха, — рассказывает Валерий Суанов о мастерских Мариинского театра. — Там можно создать абсолютно все, ограничением может служить только фантазия.
Постановку «Парфюмера» на осетинской сцене сделал возможной художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, говорит балетмейстер.
— Мариинский театр — это лучшее, что могло случиться в культурном пространстве республики. Это возможность лицезреть звезд мирового уровня в нашей маленькой Осетии. Да, постановки, сопоставимые по размаху с балетом «Парфюмер», очень затратны для нашего театра и нашей маленькой республики, но Валерий Абисалович сказал, что этот проект будет реализован, и он сдержал свое слово.
Вновь увидеть балет «Парфюмер» на сцене Национального государственного театра оперы и балета можно будет в середине апреля.