{{$root.pageTitleShort}}

Эксперт рассказал о перспективах порта Махачкалы стать морскими воротами на юге России

23 февраля 2017, 00:30

Морской порт Махачкалы имеет все необходимое, чтобы стать морскими воротами страны на юге, так как он хорошо подготовлен для таможенной обработки, приема, хранения и отправки любых грузов, в том числе нефтепродуктов и зерна. Такое мнение высказал почетный представитель ТПП РФ в Исламской Республике Иран Александр Максимов.

«Развитие портов, естественно, будет способствовать улучшению качества и увеличению торговых сделок между регионами Северного Кавказа и Исламской Республикой Иран, кроме того, это повысит и инвестиционную привлекательность. Так, морской порт в Махачкале имеет все необходимое, чтобы стать морскими воротами на юге России, так как порт Оля в Астрахани не имеет круглогодичного мореходства, да и мелковат для крупнотоннажного транспорта. ФГУП „Махачкалинский порт“ хорошо подготовлен для таможенной обработки, приема, хранения и отправки любых грузов, в том числе нефтепродуктов и зерна», — сказал он, отвечая на вопрос ТАСС о том, как будет способствовать увеличению товарооборота между регионами СКФО и Ираном развитие российских портов Каспийского бассейна.

Максимов отметил, что если в строй войдет Махачкалинский нефтеперерабатывающий завод, не запущенный пока по техническим причинам, то порт города может быть использован и в торговле переработанными нефтепродуктами как на экспорт в Иран, так и внутри региона.

По словам эксперта, с тех пор как Иран в 2014 году на правах страны-транзитера вошел в маршрут нового «шелкового пути», он играет в нем одну из основных ролей. «Согласие Ирана на включение его в новый „шелковый путь“ и открытие „окна“ в Азербайджан, Грузию и Россию имеет огромное значение для всех участников этого проекта, положительно скажется на торговых отношениях этих стран и на их экономике. В случае строительства высокотехнологичного пограничного сухопутного перехода на границе с Азербайджаном, в создание которого иранцы готовы инвестировать, и снижением железнодорожных тарифов в Азербайджане на перевозку транзитных грузов, через этот участок в Россию сможет поступать более 50 миллионов тонн грузов в год. Только на транзите грузов, идущих из Ирана, страны Кавказа и регионы СКФО смогут зарабатывать свыше 3 миллиардов долларов в год», — отметил он.

Территория конкуренции

По словам Максимова, после снятия санкций с Ирана в 2016 году на инвестиционном и товарном рынке этой страны складывается серьезная конкуренция. «К сожалению, российские товары и услуги по целому ряду позиций уступают товарам и услугам из других стран, кроме высокотехнологичных товаров и услуг, предоставляемых крупными компаниями, например, „Ростехом“ и „Росатомом“. Проигрывают наши отечественные товары в основном по цене и ассортименту, применению инноваций и стоимости доставки», — считает эксперт.

Он отметил, что российские поставщики могут предложить Ирану интересующий его товар и готовы к конкурентной борьбе с другими поставщиками. В республике могут быть востребованы российская продукция сельского хозяйства, высокотехнологичное оборудование для нефтегазодобычи и переработки сырья, судостроительная база, железнодорожные тяговые составы.

Кавказские овощи для Ирана

Регионы Северо-Кавказского федерального округа, по мнению Максимова, в силу своих климатических и экономических условий имеют все шансы занять свое место в числе торговых партнеров Ирана. «Климат Северного Кавказа очень похож на иранский, но в СКФО более развита транспортная инфраструктура, имеется экологичная и плодородная земля, дешевле электроэнергия и вода. СКФО может поставлять в Иран те сельскохозяйственные товары, которые выращиваются там сезонно, или те продукты, которых не хватает самому Ирану, а также те, чье производство в Иране невыгодно по экономическим причинам, например, огурцы и помидоры», — сказал он, отметив, что необходимо использовать еще одно преимущество СКФО — близость к границам Ирана.

Собственно, перспективным для вложения инвестиций иранский бизнес считает весь Кавказ, регионы которого в силу религиозного фактора и схожести обычаев им близки. Единственное, что сдерживает потенциальных инвесторов от начала работы, в частности, в СКФО, — вопросы безопасности, которые они считают не до конца решенными.

Тем не менее условия для иранских предпринимателей на Северном Кавказе создавать необходимо, отмечает эксперт. «Привлекать инвесторов нужно хорошими и финансово выгодными бизнес-проектами, оберегать от проникновения в них криминала и коррупции, остальное они сделают сами на высоком уровне. Контроль со стороны государства за такими проектами только улучшит их привлекательность и повысит безопасность. Кроме того, будет дисциплинировать всех участников, а инвестирование в регионы Северного Кавказа позволит им подняться на новую экономическую ступень, увеличит их бюджет, а также привлечет бизнесменов из других регионов России и других стран», — заявил Максимов.

Презентация Каспийского хаба

Согласно опубликованной на сайте Министерства РФ по делам Северного Кавказа концепции, развитие транспортно-логистического комплекса каспийского направления может обеспечить значительный вклад в развитие экономики Юга России, так как даст доступ к устойчивым рынкам сбыта и будет способствовать формированию базы экспортных товаров через создание кластеров.

Так, в качестве наиболее перспективных направлений для развития кластеров отмечены глубокая переработка зерна, обработка сельскохозяйственной продукции, производство нефтехимии, производство композитных материалов, рыболовство и рыбопереработка.

Рынки сбыта Ирана и Индии называются в концепции наиболее перспективными. Самыми востребованными в Иране к 2030 году должны стать зерно и сельхозпродукция, кормовые шпроты, коксующийся уголь. Индия, согласно прогнозу, будет нуждаться в поставках бумаги, химии и сельхозпродукции. Помимо Индии и Ирана целевыми регионами для сбыта российских товаров могут стать страны Персидского залива и западная Африка.

Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне будет представлена 28 февраля на полях Российского инвестиционного форума «Сочи-2017» Минкавказом и информационным агентством ТАСС при поддержке АО «Корпорация развития Северного Кавказа». Вместе с ней будут презентованы еще два стратегических для региона проекта: медицинский кластер в Кавказских Минеральных Водах (Ставропольский край) и проект модернизации Тырныаузского комбината в Кабардино-Балкарии.

Также в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи, который пройдет 27−28 февраля, состоится деловой завтрак «Каспийский транспортно-логистический комплекс: потенциал торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества», на котором представители заинтересованных ведомств, региональные власти и бизнес смогут обсудить концепцию.

ТАСС является генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством форума.