В некоторых регионах юга России собираются усилить контроль за медалистами и провести мониторинг качества учебного процесса. Высокая доля медалистов в отдельных субъектах вызвала сомнения в объективности оценки качества школьного образования.
В Кабардино-Балкарии проверят документы, в том числе аттестаты и результаты ЕГЭ, всех выпускников школ, получивших медали. Как сообщили ТАСС в пресс-службе Минобрнауки республики, итоги проверки будут известны после 26 июля, но что за ней последует — пока неизвестно.
В Карачаево-Черкесии (КЧР), где за последние пять лет число медалистов варьируется от 10% до 20% от общего числа выпускников, также планируют просмотреть результаты медалистов по ЕГЭ. «Для себя хотим сопоставить результаты ЕГЭ медалистов, хоть его результаты и не влияют на получение аттестата с отличием, но это показатель уровня знаний школьников. Нам интересно, как сдали экзамены эти дети. Говорить о каких-то других проверках пока не могу, никаких соответствующих решений не принято», — рассказала ТАСС министр образования и науки КЧР Инна Кравченко.
Заведующая лабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Авраамова сообщила ТАСС, что поводом для проверок выданных в некоторых школах медалей стал резонансный случай с медалью в Адыгее. Однако пока непонятно, «что проверки покажут и какие будут сделаны выводы». По ее словам, пока никаких проверок по этому поводу не проводилось.
В Ингушетии, где в этом году 173 медалиста (7% выпускников школ), что на 58 больше, чем в 2016 году, уверены, что все медали выданы справедливо. Как сообщил ТАСС министр образования республики Юсуп Костоев, в подавляющем большинстве все отличники и хорошисты подтвердили в ходе сдачи ЕГЭ свои знания. В связи с этим «проводить тотальную проверку обоснованности выдачи медалей Минобр региона не будет».
В свою очередь председатель родительского комитета Северо-Кавказского федерального округа из Ставропольского края Кира Моисеева считает претензии Рособрнадзора обоснованными. «Часто бывали случаи, когда институты устраивали внутренние экзамены, и сочинение выпускники школ писали с отрицательными отметками», — пояснила она.
Между тем председатель совета ректоров вузов Ростовской области и ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ) Бесарион Месхи отметил, что определить знания помогает не медаль, а первая сессия. «По опыту предыдущих лет могу сказать, что 90% поступивших в вуз (ДГТУ — Ред.) отличников подтвердили свою медаль и учатся на „отлично“. Оставшиеся же 10% просто выбрали не ту специальность — это связанно с низкой профориентационной работой в средней школе», — заключил Месхи.
Скандал на выпускном и рекордное число медалистов
В справедливости выданных выпускникам медалей представители общественности и некоторые профильные ведомства усомнились после июньского скандала в Адыгее, когда выпускница Тахтамукайской школы во время церемонии вручения медалей заявила со сцены актового зала, что ее одноклассница — дочь руководителя районного управления образования — получила медаль незаслуженно. Ее выступление получило огласку в социальных сетях и СМИ.
На днях под вопрос объективность качества школьного образования в некоторых субъектах поставил и Рособрнадзор. В частности, в материалах ведомства, подготовленных к заседанию общественного совета проекта «Модернизация образования» партии «Единая Россия», сообщалось, что количество медалистов в Карачаево-Черкесии составляет 20% от общего числа выпускников, в Адыгее — 17,7%, Кабардино-Балкарии — 17,3%, в Мордовии и Ставропольском крае — по 16%, в Краснодарском крае — 15,6%, в Ростовской области — 14,7%. При этом число медалистов по России в субъектах в среднем составляет не более 10%, в Москве и Санкт-Петербурге — 8,9% и 7,1% соответственно.