{{$root.pageTitleShort}}

Абдулатипов: экспертный совет по Каспию может быть создан к ноябрю

22 августа 2018, 18:57

Экспертный совет по вопросам реализации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря могут создать в октябре. Об этом сообщил спецпредставитель президента РФ по вопросам сотрудничества со странами Каспийского региона Рамазан Абдулатипов.

«Как спецпредставитель я при себе буду усиливать экспертный совет с точки зрения мониторинга выполнения конвенции, ратификации ее и ускорения этого вопроса. Было бы целесообразно собрать депутатов прикаспийских государств и поставить вопрос о создании каспийской межпарламентской ассамблеи. <> У нас очень хорошие эксперты, с которыми мы работаем в РАН, в МГИМО, в Институте востоковедения — с ними будем работать, есть эксперты Высшей школы экономики, есть РАНХиГС — надо их внимание направить на Конвенцию и ее ратификацию. Я думаю, что в сентябре-октябре совет может быть создан», — рассказал ТАСС Абдулатипов.

По его словам, для реализации конвенции необходимо создать секретариат в Министерстве иностранных дел РФ, который займется вопросами воплощения положений документа в жизнь.

Абдулатипов также подчеркнул, что у прикаспийских стран «огромный потенциал для гуманитарного сотрудничества». «Мы предлагаем разработку специальной программы, комплексной программы развития каспийского региона и сотрудничества с прикаспийскими государствами, разработать которую должно правительство РФ, и, соответственно, для выполнения этой программы должен быть координатор от правительства», — отметил он.

О Конвенции о правовом статусе Каспийского моря

Конвенция о статусе Каспийского моря была подписана президентами пяти прикаспийских стран — России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана — 12 августа в рамках пятого каспийского саммита, который прошел в Актау.

Эти государства шли к подписанию пятисторонней конвенции о статусе Каспия с момента распада Советского Союза. До этого вопрос использования Каспия регулировался в рамках двусторонних договоров между СССР и Ираном от 1921 и 1940 годов.

Одним из главных вопросов стало определение Каспия как моря или озера. Поскольку водоем не имеет выхода в Мировой океан, но при этом обладает огромным размером и специфическим составом воды и особым дном, к нему невозможно применить ни морское право, ни нормы о трансграничных озерах. В конвенции же зафиксировано традиционное название — Каспийское море — и определение его как «окруженного сухопутными территориями сторон водоема».

В конвенции также прописаны принципы разграничения территориальных вод. В частности, согласно статье 7, «каждая сторона устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей конвенцией». К этим территориям прилегает еще десятимильная рыболовная зона.

Помимо этого, документом устанавливается разграничение водной глади и дна Каспия, которые не входят в территориальные воды государств, так что значительная часть водоема остается неразграниченной.