{{$root.pageTitleShort}}

Фотоохота: правила съемки

Ради красивого кадра фотограф дикой природы может часами сидеть в засаде, нырять под воду, приманивать туров лапшой и включать записи пения для птиц. Но не нарушит правило — не навреди животному

Дмитрий Голубев живет в Орле и фотографирует природу: звери, птицы, рыбы и насекомые косяками идут в его объектив. Он член Союза фотографов дикой природы и многократный финалист самых крутых фотоконкурсов: «Золотая черепаха», National Geographic и других. Недавно стал участником экспедиции проекта «Заповедный Кавказ» и побывал в 14 заповедниках и национальных парках вдоль Кавказского хребта. Мы попросили его рассказать о впечатлениях от поездки и о том, как работают фотографы дикой природы.

— Я фотографирую больше 10 лет. Фотография не стала моей основной работой, хотя я занимаюсь ею профессионально и вкладываю в это много сил. Я довольно быстро понял, что мне интереснее всего снимать диких животных и птиц. Этой осенью я присоединился к экспедиции проекта «Заповедный пояс»: они путешествуют по заповедникам России и стараются развивать заповедную систему. За 40 дней мы проехали 10 горных регионов. Учитывая, что я впервые был на Кавказе, для меня это был ошеломительный опыт съемки.

— У фотографов дикой природы есть множество приспособлений для съемки: камуфляж, болотные сапоги и различное оборудование. Рюкзак с камерой, объективами и штативом может весить до 15 кг, и их нужно все время носить на себе. Самая тяжелая деталь — длиннофокусный объектив: мой способен снять животное на расстоянии 50 метров, как был снят, например, этот дикий лесной кот.

— В Кабардино-Балкарском высокогорном заповеднике мы снимали горных туров. Это очень любопытные козлики, они довольно спокойно относятся к людям, потому что в основном видели только доброжелательных инспекторов, которые к тому же приносят столь любимую ими соль. Нам посоветовали взять с собой лапшу быстрого приготовления: ее запах сообщает турам, что рядом люди, а значит, и соль. Удивительно, но эта приманка сработала.

— Для того, чтобы привлечь птиц, используется колонка. Заранее скачиваешь пение птицы в интернете и на месте съемки включаешь колонку. Рядом ставишь палочку, на которую стараешься заманить птичку. Все певчие птицы хорошо реагируют на звук: варакушки, соловьи, овсянки. Главное — использовать его аккуратно, чтобы не вызвать стресс у птицы: включать запись не больше чем на пару минут. На фото — самец горихвостки-чернушки.

— Пожалуй, самые успешные съемки прошли на бархане Сарыкум в заповеднике «Дагестанский».

— Нам позволили пройти по бархану туда, куда не пускают посетителей. Там мы сняли всех животных, которых только хотели: скорпиона, черепаху, круглоголовую ящерицу, тушканчика, змей.

— Я больше всего люблю снимать птиц, и Кавказ прекрасен для этого. Мы встретили множество крупных хищных птиц. Иногда просто останавливали экипаж на ходу, выпрыгивали и принимались снимать парящих орлов или сидящего у дороги сипа.

— В Кавказском биосферном заповеднике мы очень хотели поснимать зубров. В адыгейской его части расположена гора Абаго, а на ее склонах — одноименное пастбище. Это высокогорные луга, где скот всегда охотно пасется и размножается. Нас туда закинули из кордона Гузерипль вместе с учетчиками оленей. Еще около 14 километров мы шли пешком к небольшому домику заповедника, в паре километров от пастбища. Это было идеальное место для съемки, зубры были неизбежны!

— Однако на все дни, что мы планировали там провести, зарядил дождь, и животные не спешили выходить на пастбище. Мы не рассчитали запас продуктов, ходили вымокшие насквозь, один из ребят сжег одежду, пытаясь ее просушить… Короче, неудача на неудаче. Так и уехали ни с чем, не считая нескольких кадров с косулями.

— Трудная, но успешная съемка была в заповеднике «Эрзи» в Ингушетии.

— Это была ночная подводная фотоохота на форель в горной речке. Местные рыбаки посоветовали такой способ: высмотреть форель на берегу, а затем включить яркий фонарь. Форель — рыба верткая и проворная, но свет ее останавливает на некоторое время. И вот как это выглядит: я стою по пояс в воде в высоченных ногах, борясь с течением ледяной горной речушки и стараясь не упасть на скользких камнях, одной рукой свечу в воду, а другой — фотографирую то над водой, то под водой с экшн-камеры.

— Макросъемка живой природы может быть весьма проблематична, если в кадре есть живое существо. Дело в том, что в макросъемке очень маленькая область фокусировки, и насекомое так и норовит выползти из нее. Поэтому большинство насекомых, которых мы видим на фотографиях, как правило, мертвые. Этого жука я минут двадцать снимал в Алании на камнях недалеко от нашего лагеря. Жук уползал, а я его методично ловил и ставил на место, дожидаясь момента взлета. В общем, терпение здесь важно, как никогда.

— Съемки длятся часами, а иногда — сутками. Это научило меня терпению и выдержке, я раньше был другим человеком. С опытом съемки меняется угол зрения на мир. Чем больше фотографируешь, тем чаще видишь сюжет в обыденной сценке, замечаешь детали и красоту мира. Это откалибровало мою внимательность, взгляд в суть вещей. А еще фотография воспитала во мне уважение и почтение к окружающему миру. У фотографа есть правило — не навредить животным, не вызвать стресс ради красивого кадра. И я научился с трепетом относиться к чужому личному пространству.

Ольга Алферова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ