{{$root.pageTitleShort}}

Благодать

Северная Осетия получила на вечное хранение мощи Святых апостолов и частицу Животворящего Креста Господня
415

Это событие верующие встретили скромно — не было ни километровых очередей с рамками металлоискателей, ни перекрытых улиц, ни полевых кухонь для часами стоящих в ожидании людей. Все прошло по-семейному, тепло и негромко. Хотя повод был грандиозный: Владикавказская и Аланская епархия Русской православной церкви получила из Италии мощи общецерковных святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Фомы, Варфоломея, а с ними и частицу Животворящего Креста Господня. Реликвии останутся здесь навсегда.

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

Фото: Анна Кабисова

{{curItem + 1}} / 10

Европейская история местного христианства

— Это святые, которые прославились до разделения церквей. Более того, во время зарождения Христианской церкви, — отцу Иоанну Сухову, настоятелю Свято-Георгиевского кафедрального собора Владикавказа, трудно скрыть волнение. — Апостолы — это прямые последователи Христа, они рукополагали епископов, те, в свою очередь, — своих преемников, и так до сегодняшнего дня, до патриарха Кирилла и, соответственно, до нашего правящего архиерея владыки Зосимы, архиерея Владикавказской и Аланской епархии.

Сюда, в Осетию, на чьей территории действует епархия, христианство пришло как раз в те стародавние времена, о которых говорит отец Иоанн. Есть разные версии, когда среди осетин или их предков появилась христианская вера, но произошло это точно до церковного раскола XI века на Восточную и Западную ветви и, по всей видимости, не позже принятия христианства в Киевской Руси в 988 году.

На протяжении веков религиозная карта Северного Кавказа многократно менялась. Четкое разделение всех коренных северо-кавказских народов на господствующих на Западном и Восточном Кавказе мусульман (адыгские, нахско-дагестанские, тюркские народы, часть осетин), укоренившихся на Центральном Кавказе православных христиан (подавляющее большинство осетин) и немногочисленных вкраплений иудейских ареалов обозначилось не так давно.

Когда-то, в первом тысячелетии новой эры, на Северном Кавказе существовал мощный Хазарский Каганат с официальной иудейской религией, здесь успешно распространяли свою веру проповедники из Армении, Халифата, Византии.

Долгую историю на Кавказе имеет и западная ветвь христианства: генуэзские и венецианские миссионеры активно проповедовали даже спустя века после укрепления на этих здесь православия. На Кавказе появилась целая община, или даже народ (на этот счет есть разные мнения) с названием «ференки», или «франги», — переселенцы из Северной Италии, носители католической веры, их колонии распространились аж до Восточного Кавказа. Несмотря на то, что христиане сделали выбор в пользу православия, добрая традиция контактов с западными христианами не прерывается до сих пор.

Личные связи с Ватиканом

 — Конечно, это личные связи владыки Зосимы с Римом, Ватиканом и Католической церковью. А то, что мощи остаются у нас, — это Божья благодать, по-другому никак не скажешь, — говорит отец Иоанн.

«Не в каждой епархии есть мощи общецерковных святых, в том числе почитаемых и Католической церковью», — говорит настоятель храма

Владыка Зосима сам привез реликвии из Италии в Россию, в свою родную Владикавказскую и Аланскую епархию, сделав прихожанам епархии подарок накануне праздника воздвижения животворящего Креста Господня.

Отец Иоанн подчеркивает важность момента. И не устает благодарить правящего архиерея Зосиму за то, что местом хранения великих святынь выбран храм в Северной Осетии, и именно его храм.

Свято-Георгиевский кафедральный собор Владикавказа

На вечернюю службу собрались около двух сотен верующих. Все торжественно, как обычно во время службы, но в воздухе витает ожидание чего-то особенного.

Звонят храмовые колокола. Они возвещают — свершилось, святыни уже здесь. Люди выходят из собора, чтобы встретить архиепископа с мощами апостолов и частицей Животворящего Креста.

— Это уникальное событие, — говорит отец Иоанн. — И по людям чувствовалось, с каким трепетом и ожиданием встречали они святыни.

В храме много детей — они, как всегда, трогательны и искренни.

— Дети, конечно, реагируют намного искреннее взрослых. Умилительно было смотреть на то, как они, с трепетом за всем наблюдая, простояли всю службу, не балуясь и не отвлекаясь, — с улыбкой говорит настоятель храма.

Ковчегом, где находились частицы мощей и Животворящего Креста, послужил крест-мощевик, поделенный на ячейки, в каждую из которых вложена святыня.

Мощи и частица Животворящего Креста станут достоянием всей епархии: их планируют провезти по отдаленных храмам Осетии, чтобы у каждого верующего была возможность к ним приложиться.

Святые охраняют Осетию

Эти реликвии — не первые, которые привез архиерей Зосима для своей паствы. Хотя, наверное, самые значимые. Привозить на родину святыни стало в его епархии доброй традицией. Из самых значимых можно назвать частицу святых мощей самого почитаемого у осетин святого — великомученика Святого Георгия. Их передал пять лет назад в дар осетинскому народу Святейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор I.

Священники считают, что активная позиция епархии помогает почувствовать обратную связь с прихожанами. Отец Иоанн говорит, что число прихожан год от года растет. Трудно судить, становится ли их больше из-за активности архиерея Зосимы и настоятелей храмов, или же, наоборот, все большее число активных верующих толкает священников на все новые и новые деяния. Главное, что и то и другое жизненно важно для церкви. И «домашняя» обстановка в храме — без толкотни, без злобы, без неловкости от проступивших в глазах слез — лишь подчеркивает главный тезис: все люди братья. И этому статусу, хочешь или не хочешь, надо соответствовать.

Альбина Олисаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Хинкал: все, что нужно знать о самом дагестанском блюде и его разновидностях

Это блюдо — символ Дагестана, его коварство и любовь, гордость и предубеждение, слон и моська. Все потому, что хинкал — не просто мясо, тесто, соус и бульон. Есть еще пятый элемент — философия

Все могут казаки: как ставропольские староверы празднуют свое возвращение в Россию

Жители двух сел на Кавказе до сих пор помнят обычаи казаков петровских времен. Их предки, несмотря на 250 лет жизни за границей, смогли на чужбине сохранить то, что на родине давно забыто
В других СМИ
Еженедельная
рассылка