Это событие верующие встретили скромно — не было ни километровых очередей с рамками металлоискателей, ни перекрытых улиц, ни полевых кухонь для часами стоящих в ожидании людей. Все прошло по-семейному, тепло и негромко. Хотя повод был грандиозный: Владикавказская и Аланская епархия Русской православной церкви получила из Италии мощи общецерковных святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Фомы, Варфоломея, а с ними и частицу Животворящего Креста Господня. Реликвии останутся здесь навсегда.
Европейская история местного христианства
— Это святые, которые прославились до разделения церквей. Более того, во время зарождения Христианской церкви, — отцу Иоанну Сухову, настоятелю Свято-Георгиевского кафедрального собора Владикавказа, трудно скрыть волнение. — Апостолы — это прямые последователи Христа, они рукополагали епископов, те, в свою очередь, — своих преемников, и так до сегодняшнего дня, до патриарха Кирилла и, соответственно, до нашего правящего архиерея владыки Зосимы, архиерея Владикавказской и Аланской епархии.
Сюда, в Осетию, на чьей территории действует епархия, христианство пришло как раз в те стародавние времена, о которых говорит отец Иоанн. Есть разные версии, когда среди осетин или их предков появилась христианская вера, но произошло это точно до церковного раскола XI века на Восточную и Западную ветви и, по всей видимости, не позже принятия христианства в Киевской Руси в 988 году.
На протяжении веков религиозная карта Северного Кавказа многократно менялась. Четкое разделение всех коренных северо-кавказских народов на господствующих на Западном и Восточном Кавказе мусульман (адыгские, нахско-дагестанские, тюркские народы, часть осетин), укоренившихся на Центральном Кавказе православных христиан (подавляющее большинство осетин) и немногочисленных вкраплений иудейских ареалов обозначилось не так давно.
Когда-то, в первом тысячелетии новой эры, на Северном Кавказе существовал мощный Хазарский Каганат с официальной иудейской религией, здесь успешно распространяли свою веру проповедники из Армении, Халифата, Византии.
Долгую историю на Кавказе имеет и западная ветвь христианства: генуэзские и венецианские миссионеры активно проповедовали даже спустя века после укрепления на этих здесь православия. На Кавказе появилась целая община, или даже народ (на этот счет есть разные мнения) с названием «ференки», или «франги», — переселенцы из Северной Италии, носители католической веры, их колонии распространились аж до Восточного Кавказа. Несмотря на то, что христиане сделали выбор в пользу православия, добрая традиция контактов с западными христианами не прерывается до сих пор.
Личные связи с Ватиканом
— Конечно, это личные связи владыки Зосимы с Римом, Ватиканом и Католической церковью. А то, что мощи остаются у нас, — это Божья благодать, по-другому никак не скажешь, — говорит отец Иоанн.
Владыка Зосима сам привез реликвии из Италии в Россию, в свою родную Владикавказскую и Аланскую епархию, сделав прихожанам епархии подарок накануне праздника воздвижения животворящего Креста Господня.
Отец Иоанн подчеркивает важность момента. И не устает благодарить правящего архиерея Зосиму за то, что местом хранения великих святынь выбран храм в Северной Осетии, и именно его храм.
Свято-Георгиевский кафедральный собор Владикавказа
На вечернюю службу собрались около двух сотен верующих. Все торжественно, как обычно во время службы, но в воздухе витает ожидание чего-то особенного.
Звонят храмовые колокола. Они возвещают — свершилось, святыни уже здесь. Люди выходят из собора, чтобы встретить архиепископа с мощами апостолов и частицей Животворящего Креста.
— Это уникальное событие, — говорит отец Иоанн. — И по людям чувствовалось, с каким трепетом и ожиданием встречали они святыни.
В храме много детей — они, как всегда, трогательны и искренни.
— Дети, конечно, реагируют намного искреннее взрослых. Умилительно было смотреть на то, как они, с трепетом за всем наблюдая, простояли всю службу, не балуясь и не отвлекаясь, — с улыбкой говорит настоятель храма.
Ковчегом, где находились частицы мощей и Животворящего Креста, послужил крест-мощевик, поделенный на ячейки, в каждую из которых вложена святыня.
Мощи и частица Животворящего Креста станут достоянием всей епархии: их планируют провезти по отдаленных храмам Осетии, чтобы у каждого верующего была возможность к ним приложиться.
Святые охраняют Осетию
Эти реликвии — не первые, которые привез архиерей Зосима для своей паствы. Хотя, наверное, самые значимые. Привозить на родину святыни стало в его епархии доброй традицией. Из самых значимых можно назвать частицу святых мощей самого почитаемого у осетин святого — великомученика Святого Георгия. Их передал пять лет назад в дар осетинскому народу Святейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор I.
Священники считают, что активная позиция епархии помогает почувствовать обратную связь с прихожанами. Отец Иоанн говорит, что число прихожан год от года растет. Трудно судить, становится ли их больше из-за активности архиерея Зосимы и настоятелей храмов, или же, наоборот, все большее число активных верующих толкает священников на все новые и новые деяния. Главное, что и то и другое жизненно важно для церкви. И «домашняя» обстановка в храме — без толкотни, без злобы, без неловкости от проступивших в глазах слез — лишь подчеркивает главный тезис: все люди братья. И этому статусу, хочешь или не хочешь, надо соответствовать.