{{$root.pageTitleShort}}

«Если кто-то скажет: „Бросай футбол, это не для девочек“, я перестану с ним общаться»

13-летний голкипер из Владикавказа Алена Усова — о месте кавказской девочки в «неженском» спорте, картонном Ибрагимовиче и больших мечтах

Алена Усова

12 лет назад мини-футбольный клуб «Динамо-Владикавказ» стал одной из первых женских команд на Кавказе и на всем Юге России. Сейчас это не единственная команда футболисток даже в одной Северной Осетии, а воспитанницы местных тренеров штурмуют Высшую лигу: в этом году в «Краснодаре» заиграла защитница Даниэла Басаева, а в «Зените» — полузащитница Мария Дигурова. Еще одна полузащитница, Ася Туриева, выступает за «Рязань-ВДВ», а нападающая Алана Чочиева — за московское «Чертаново». И девочек с большими футбольными амбициями во Владикавказе еще очень много. Среди них 13-летний голкипер Алена Усова, мечтающая продолжать играть несмотря ни на что.

«Алена, ты бросаешь»

— Мама мне сразу сказала: «Алена, если будут проблемы с учебой, с футболом мы завязываем». А проблем было много. Мама требовательная, даже за четверки иногда ругает. Плохие оценки не заставили себя ждать. «Алена, все, бросаешь!» И я либо исправляла оценки, либо мой тренер меня выгораживал. Проблемы есть и сейчас, но, как видите, я все еще занимаюсь.

Мама всегда была против моего увлечения. Говорит, что это не женское. А папа за. Ему нравится, что я увлекаюсь спортом. Мама меня хочет еще в художку отправить. Но в четвертом классе я уже туда ходила. Буквально две недели. Там нет свободы. Нужно рисовать только то, что тебе говорят. Мне это не нравилось.

«Две лавочки — наши ворота»

— Мы раньше в квартире жили, и каждое лето я отдыхала у тети. У нее дом окружной. Это когда большой участок земли, а по периметру стоят дома. И вот выходят во двор, допустим, двое и зовут всех остальных. Идем в сквер, играем в футбол. Там дорога хорошая, удобно. Две лавочки — наши ворота. Играли, конечно, не по времени, почти без правил. «До последнего гола и уходим». Потом скидывались по 20 рублей и шли за водой, пили. И так — каждое лето. А потом это все как-то прекратилось, многие съехали.

А у меня в какой-то момент в голове «бзыкнуло». Говорю папе: «Отведи меня на футбол». Он спрашивает: «Зачем тебе футбол? Иди лучше на танцы». Мама то же самое говорила. Но меня вдруг переклинило — хочу профессионально заниматься футболом. Папа отвел меня на «Динамо», к моему тренеру Сергею Хинчагову. И понеслось.

На пределе сил

{{current+1}} / {{count}}

— Первые недели две играла в поле, но как-то на тренировке меня попросили встать в ворота. Нехотя согласилась. Потом тренер сказал, что у меня хорошо получается, и теперь я буду вратарем. Недели две я страдала. Какие ворота? Потом — пошло. Если мне сейчас предложат играть в поле — сразу же откажусь.

Вообще, у нас с тренером очень теплые отношения. Мотивирует, поддерживает. Даже когда он видит, что мне плохо, на пределе сил работаю, — никогда не остановит. Если не работать через не могу, то смысл вообще тренироваться?

Почему бы ей не играть?

— На самом деле, про женский футбол ничего прям обидного не говорят. Просто иногда проскальзывает, что это типа не женский вид спорта. Но так не все считают. У нас есть девочка в команде, ее папа специально привел к нашему тренеру, чтобы занималась футболом. Он сам играл когда-то в футбол. Ее брат играет. Почему бы ей не играть?

«Ну и хорошо, бросай»

— Было у меня тренировок пять, когда я очень плохо играла. Не знаю, что со мной было. И девочки в команде такие: «Что ты творишь? Почему так пропускаешь?» У вратаря это обычная история. Ты один раз выручишь команду — это сразу забудут, много раз пропустишь — запомнят. И вот на очередной тренировке они опять мне что-то наговорили. Я ухожу, чуть не плача. Звонит мама. А у меня голос грустный. «Что такое?» Я говорю: «Мам, хочу бросить. У меня ничего не получается». Мама сразу: «Ну и хорошо, бросай». Потом я рассказала папе. Он мне сказал: «Все получится». И старшая сестра то же самое сказала. И я продолжила играть. И стала играть намного лучше.

Игра и характер

— Сколько себя помню, все время во Владике. Никуда не выезжала. А футбол дал возможность поездить. У нас около 30 девочек разного возраста, есть совсем маленькие — 10 лет, есть взрослые. Своей женской лиги в республике нет, команда моего года играет в разных общероссийских турнирах.

А еще на футболе я похудела. Раньше толстая была. Иногда надо мной сестра подшучивала по поводу веса. Это были не жестокие шутки, но я очень эмоциональная была, плакала. Благодаря футболу характер сильно изменился. Стала более открытой, намного больше шучу, всерьез ничего не воспринимаю. Три года как я в футболе.

Полы и футбол

— Обычно просыпаюсь в пять утра, в шесть завтракаю, собаку кормлю, потом иду ее выгуливать, возвращаюсь, убираю, полы мою, отдыхаю. Тренировки начинаются в 10 утра. Почти каждый день. Скоро, возможно, буду еще и на судейство выезжать. Это знаете что? Когда на турнирах судит мой тренер, он иногда и меня зовет судить. Полноценным судьей.

Лайма

{{current+1}} / {{count}}

— Сколько себя помню, хотела собаку. Но каждый раз у родителей была какая-то отговорка. Будет дом — будет собака. Купили дом. Будут ворота — будет собака. Поставили ворота. А собаки все нет.

Каждый день родители давали нам с сестрой по 10, по 50 рублей, а мы их закидывали в копилку. Я была классе в пятом тогда. Мы за три года накопили 15 тысяч. На собаку. И вот мы втайне от родителей купили хаски. Назвали Лаки. Такой красивый был. Голубые глаза, совсем светлый. Но… Мама ни в какую. У нас еще забора и ворот тогда не было. В итоге — собаку отдали обратно, деньги забрали, только положили уже не в копилку, а маме в кошелек.

Но вот недавно это все-таки случилось. Я подписана на страницу в Instagram, где кто-то отдает своих собак или потеряшек. Там я и увидела Лайму. Такая красивая. Белая. С огромными ушами. Стерилизованная. Два дня уговоров — и мы забрали ее домой. Я рада. Это новое достижение в моей жизни, что ли. За ней, конечно, много ухода. Не забывать кормить, воду давать, клещей и блох проверять. Но я стараюсь. Утром гуляю с ней, в обед — опять. И с подругой. Вечером — так же.

Картонный Ибрагимович

— Рисовать люблю. Иногда пытаюсь приготовить что-то. Иногда даже получается. Блинчики, например. Еще я не люблю скучные интерьеры. Как-то распечатала своего любимого футболиста в полный рост, наклеила на картон, и он стоял у меня в комнате. Это был Ибрагимович. Сейчас мне больше Иван Ракитич нравится. Небольшие полки для свечек соорудила. Фотографии команды приклеила на стены. Гирлянды развесила. Еще у меня висит пара фотографий закатов, звезд. Они от сестры остались, я не стала отлеплять. Красиво смотрятся.

Цой, «Отчаянные домохозяйки» и секреты

— Друзей близких не так много, хотя общаюсь со многими. Когда встречаемся, можем сериалы обсуждать, друг другу советовать. Секретики рассказывать, истории всякие из жизни. У нас даже был момент, когда истории тупо закончились, и больше нечего было рассказывать. И мы решили посмотреть по телеку программу «Мужское / женское». Потом обсуждали ситуации героев.

Единственный сериал, который я смотрела, — «Отчаянные домохозяйки». Только, видимо, у меня специфический вкус, его больше никто не посмотрел. У нас с друзьями разные вкусы. Вот даже в музыке. Они слушают что-то современное, а я люблю всякие старые песни. «Кино», например, или «Руки вверх».

Мальчики — потом

— Если кто-нибудь из друзей скажет мне: «Бросай футбол, это не для девочек», я сразу перестану с ним общаться. Если он не воспринимает мое серьезное увлечение, какой смысл мне с этим человеком иметь что-то общее? Вообще, у меня довольно много друзей-мальчиков. Но отношений ни с кем нет. Просто дружим. Мне нужно совсем другое. Мне нужен футбол. Мне нужно развиваться. Да, была влюбленность. В классе пятом. Сначала я летала, потом резко мозги выключились. «Зачем оно мне надо?» И перестала с этим мальчиком общаться.

Никаких чудес

— Хочу пробиться в большой футбол. Главная цель в жизни. А я умею добиваться того, что хочу. Просто нужно работать. Если мечтать — ничего не случится. Никаких чудес. Раньше очень сильно сомневалась, смогу ли этим заниматься. А сейчас хочу только одного: чтобы футбол всегда был частью моей жизни.

Карина Бесолти

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Мы не боимся ставить спектакли, которые другие отметают». Чем живет один из главных театров Северного Кавказа

Шекспира тут играют на осетинском, а один из актеров недавно получил «Золотую маску» — в Москву на гастроли приехал театр Тхапсаева, ставший открытием последних лет