«При царях в Россию не возвертаться, с турками не общаться, за брак с иноверцами — смерть» — так им завещал атаман Игнат Некрасов, уводя свою казачью общину с Дона в Турцию после поражения Булавинского восстания в 1708 году. И казаки выполнили этот завет: вернулись на родину лишь в 1962-м, сохранив свою культуру и язык.
В этом году некрасовцы отметили 55-летие возвращения в Россию, пригласив гостей на праздник в Кумскую Долину.
Фото: из архива Музея казаков-некрасовцев в поселке Новокумский
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Лариса Бахмацкая
Фото: Лариса Бахмацкая
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Наталья Мхоян
Фото: Лариса Бахмацкая
55 лет назад тысяча и один, родившийся уже на теплоходе «Грузия» казак-некрасовец вернулись в родные края. Их поселили в молодых винодельческих хозяйствах Ставропольского края — в поселках Новокумский и Кумская Долина
Сегодня по культуре, речи, традициям, кухне и костюму некрасовцев можно изучать Россию петровских времен
Многие из некрасовцев до сих пор помнят, как жили на чужбине. Мужчины с августа по июнь уходили «в дорогу» — рыбачили, освоили почти все водоемы «Турсии» (так они до сих пор называют Турцию). Поэтому в некрасовской кухне много рыбных блюд
Мясо ели редко. Зато сохранили много рецептов, которые не встретишь больше нигде в мире
В Россию вернулись в основном молодые некрасовцы, старики остались ухаживать за могилами предков. Говорят, в Турции старики часто становились лицом на восток и усиленно дышали. На востоке была Русь-матушка
Некоторые турецкие обычаи все-таки переняли. До сих пор можно застать семью, сидящую на коленях вокруг маленького круглого турецкого столика
Юные некрасовцы с удовольствием носят народные костюмы. Они привыкли к гостям и туристам, знают все старинные песни, танцуют казачьи танцы
Женщины — главные хранительницы традиций. Каждая казачка пуще ока бережет свой костюм. У некоторых юбка, балахон, завеска и платок хранятся уже более полутора веков
«Все дело в ангелах», — говорит Евдокия Бабайова. По ее словам, к ней однажды явилась ее покойная бабка Мария — большая рукодельница — и рассказала, как плести цветные пояса. Рисунки на всех поясах разные: «как ангелы направят, такой и получается»
Мужские рубахи и пояса не уступают женским в яркости. Каждый цвет имеет значение: желтый символизирует зерно, синий — воду, красный — солнце, а зеленый — пробуждающуюся жизнь
Длинными зимними вечерами казачка вышивала любимому рубаху — долгая и кропотливая работа, зато результат хранился потом веками и передавался из поколения в поколение
По платку можно было узнать, сколько лет женщине, замужем ли она. Девушки носили тканевые повязки, украшенные монетками, ракушками, бисером. Поверх повязки — яркий платок красно-желтой расцветки. Швы, соединявшие детали одежды, сшивались при помощи игольного кружева, которое плелось разноцветными нитками
У некрасовцев до сих пор вера и почитание старших — во главе жизненного уклада. «Как батюшка скажет, так и будет». Батюшку, кстати, выбирают всем миром, как и атамана. Относятся к нему как к члену семьи. Он любого может попросить отвезти его куда-то по делам
Старообрядческая церковь — аскетичная, без лишних прикрас. По возвращении у казаков-некрасовцев в долгих переговорах с советской властью было лишь одно условие — строительство церкви. И надо отдать должное, власти не стали препятствовать. Построенная «всем миром» в 1965 году церковь поселка Новокумский приняла старообрядцев и работает до сих пор
В стенах церкви хранятся иконы, которым около двухсот и даже трехсот лет, многие из них изъедены жучком и черны от нагара
На выставке, посвященной 55-летию возвращения на Родину, есть и новые иконы, вышитые по канонам староверов
Церковные книги переплетали и переписывали от руки. Некрасовцы привезли с собой из Турции переплетный станок, он хранится теперь в местном музее
В повседневной жизни некрасовцы одеваются как все — в обычную одежду, но на праздник с удовольствием наряжаются в национальные костюмы
Говорят, костюмы эти выглядят так же, как в начале XVIII века. Только ткани стали ярче, да платок часто носят на турецкий манер