Главное на Кавказе сотворила природа, но есть в республиках любимые у туристов достопримечательности, которые с нуля и из подручных средств создали местные умельцы. Собрали пять таких примеров — от самодельных скульптур до целых этнографических музеев.
Музей Донди-Юрт в Чечне
В конце 1980 годов бывший борец и полицейский Адам Сатуев — для своих Донда — вернулся в Урус Мартан с московских заработков. Вопреки советам окружающих на накопленные деньги Адам решил не открывать заправку, а купил участок земли и начал строить частный этномузей. Во время чеченских кампаний мужчина ездил по местным селам, собирал будущие экспонаты и камни для строительства.
Сейчас Донди-Юрт — музей-аул, где Адам своими руками возвел башни и сакли наподобие тех, которые «с детства видел в горах и на картинах из книги о Городе Солнца». Это одно из главных мест, что надо посмотреть в Чечне. Опытный гид обязательно приведет в «Донди Юрт»: сюда возят и школьников на экскурсии, и большие туристические группы. Музей можно посетить и самостоятельно.
В 2021 году после продолжительной болезни Донды не стало — он сам был как главный экспонат с историями на любой вкус. Но музей продолжает работать. Как и прежде, им заведует супруга основателя.
Крутящийся дом в Карачаево-Черкесии
Культовая народная достопримечательность — вертящийся деревянный шестигранный дом на улице Курджиева, 9 в поселке Архыз. Местный кулибин Николай Хубиев, не имея инженерного или строительного образования, построил двухэтажное здание больше 40 лет назад. Сруб стоит на конструкции с тракторной рессорой, что позволяет дому вертеться вокруг своей оси, словно избушка на курьих ножках.
В своем творении Хубиев живет сам и принимает туристов. За символические сто рублей хозяин заведет внутрь и охотно расскажет свою историю. В доме можно почувствовать себя как на обзорной площадке: из окон открывается вид на местные горы. Когда здание начинает вертеться, возникает нереальное чувство — то ли ты на борту ракеты, то ли забрел в сказочную избушку бабы Яги, которая вдруг выписывает балетные пируэты.
Башня-музей и дом с мастерскими в ингушском селе
Обычно в Ингушетии все туристы едут в горы — в Джейрахский район — смотреть на комплексы боевых и фамильных башен. Но есть кое-что интересное и на равнине республики. В селе Средние Ачалуки художник Мурад Полонкоев построил копию родовой башни. Ее высота — более 22 метров, что сравнимо с шестиэтажным домом.
Полонкоев, строго говоря, никакой не Кулибин, а признанный художник, автор мемориала «Девять башен» — самой известной достопримечательности на равнине республики, в Назрани. Туда обязательно везут всех туристов. Мемориал памяти жертв политических репрессий «Девять башен» напоминает о депортации ингушей 1944 года.
Автор начинал строить башню в своем дворе из валунов, которые первое время собирал в горах недалеко от дома. Вскоре выяснилось, что эти камни могут представлять археологическую ценность, и Полонкоеву пришлось заказывать стройматериалы. На возведение достопримечательности ушло 28 КАМАЗов с булыжниками. Много веков назад такие башни строили всем родом примерно за год. Художник возвел свою за девять лет.
Башня Полонкоева — участник конкурса «Туту Арт» от онлайн-сервиса Туту.ру. На всероссийском состязании выбирают самые интересные арт-объекты, созданные местными кулибиными. Внутри башни есть на что посмотреть. Там хозяин обустраивает музей антикварных вещей: их художник собирает уже много лет, где можно будет увидеть старинные кинжалы и кувшины, элементы женских и мужских национальных костюмов. Главный экспонат — пояс абрека Зелимхана, в честь которого названо место в Джейрахских горах.
Дом Мурада Полонкоева тоже особенный. Разноцветный фасад из камня и смальты выложен мозаикой с мусульманскими орнаментами. С фронтона смотрит мозаичное око сокола — стилизованный египетский «глаз Гора». На коньке крыши красуется высушенный ветрами череп буйвола. Сама кровля — красная, черепичная, как у пряничного домика. Внутри дома есть творческие мастерские и студии живописи, где художник продолжает творить.
Пень-аул в Махачкале
Еще один участник конкурса «Туту Арт» — горный аул, вырезанный из пня от спиленного дерева. Здесь в деталях изображены башня, сакли и горные дороги. Пень — дипломная работа студентов Дагестанского художественного училища имени М.А. Джемала. Аул в миниатюре стоит напротив здания министерства культуры Дагестана, но позже переедет на центральную площадь.
Скульптуры из горных камней…
Владикавказ можно сравнить с Санкт-Петербургом. Самая культурная столица из семи: здесь несколько театров, музеев, центр современного искусства «Портал». За сувенирами можно пойти в местный арт-магазин, где продаются вещи от местных дизайнеров и ремесленников. Даже во время простой прогулки по центру города, где скульптуры и спонтанные выставки на каждом шагу, не трудно понять, что это город творчества.
В Осетии много профессиональных скульпторов и любителей. Хватает мастерских в частных дворах или в гаражах. Так, скульптор-самоучка Анатолий Кумсиев создает в своем дворе фигуры из камня, дерева и отходов. Работами автора украшены улицы Владикавказа. Ремеслу Кумсиева научил дед — его образ увековечен в фигуре горца, присевшего отдохнуть на дорогу. Валуны для скульптур, бревна и металл Кумсиев находит в горах. Дед-горец сделан из монолита, который мешал рабочим ремонтировать дорогу. Барс, крокодил и дельфин — из сосновых стволов, скорпион — из автомобильных дисков.
… и арт-пространство «Портала» во Владикавказе
Творческая лаборатория «Портал» — арт-центр, созданный молодыми инди-музыкантами, художниками, скульпторами и другими людьми, неравнодушными к современному искусству. Сюда стоит идти за богемной тусовкой и событиями, а они здесь каждый вечер и каждые выходные.
В «Портале» можно и просто часами рассматривать разнообразные арт-объекты, созданные завсегдатаями творческой лаборатории. Во дворе есть граффити и экспонаты, над которыми, как на любой выставке совриска, нужно подумать. Барную стойку собрали из старых дореволюционных дверей, спасенных от утилизации.