{{$root.pageTitleShort}}

«Нужно просто выехать из дома»

Жизнь дагестанца Ахмада Амирова как индийский фильм — но только экшн. Экстремал проехал всю Россию на мотоцикле — и готов поделиться лайфхаками

Ахмад Амиров

Дагестанца Ахмада Амирова знакомые прозвали «чохнутый Ахмад». Во-первых, он родом из горного села Чох. А во-вторых, в свои 53 года он успел полетать на парапланах, аэрошютах, самолетах, а недавно проехал на мотоцикле через всю Россию. Корреспонденту «Это Кавказ» после многочисленных попыток, наконец, удалось застать экстремала дома.

«Люди приехали посмотреть, что за чудак»

В прошлом году Ахмад от нечего делать сел на мотоцикл и решил проехаться вокруг дома. В тот день он намотал 400 километров по горам.

— А потом вечером сижу дома, пью кофе и за окном услышал рев моторов: наши ночные байкеры выехали в город — тут сердце екнуло, — улыбается экстремал. — Решил: раз хочу, надо ездить.

Ахмад купил туристический эндуро — и отправился в Азербайджан. Доехал до иранской границы, потом прокатился до Грузии, «поел там хачапури» и отправился в Турцию. Собрался в Европу, но опомнился: нет шенгенской визы. Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург были во втором мотопутешествии, а в третий раз Ахмад замахнулся на кругосветку на полгода.

— Цель — пересечь все меридианы и два раза экватор. Должен был доехать до Португалии, там переправить мотоцикл в Аргентину, оттуда в Северную Америку, на Дальний Восток — и уже с Севера вернуться обратно в Махачкалу. Всю зиму строил планы, в апреле хотел выехать из дома. Но тут эта пандемия, и все планы рухнули, но только не мечты, — смеется байкер.

В марте европейские страны начали закрывать границы из-за распространения коронавирса, ситуация усложнялась и в России. Ахмад успокаивал себя поездками по горам. А как только строгие ограничения сняли — упаковал вещи и рванул на мотоцикле во Владивосток. Оттуда он собирался вернуться обратно, но…

— Во Владивостоке местные джипперы сказали: «Россия заканчивается не здесь. Давай на Камчатку!» Я сам интересовался, но это слишком длинная история — искать корабль, договариваться о транспортировке мотоцикла, а потом ждать его несколько недель. Но ребята все за меня решили. Пока я пил кофе, они созвонились с каким-то капитаном, он как раз отплывал на следующий день. Мотоцикл погрузили на борт, а на следующий день я уже был в самолете и летел на Камчатку. Кстати, до меня туда не ступало еще ни одно колесо мотоцикла. Об этом мне сказали местные байкеры. Они устроили мне встречу. Человек 30 приехали посмотреть, что за чудак добрался до них из Дагестана, — смеется путешественник. — А потом я поднимался на вулканы, с вертолета наблюдал за медведями, ловил рыбу, любовался китами и потрясающей природой. Это просто взрыв эмоций!

В итоге дагестанец проехал больше 24 000 километров — его не было дома 48 дней. Все это время он был на связи с родными и друзьями в Instagram — снимал и выкладывал все самое интересное.

— Подписчики это, как индийский сериал, смотрели и ждали новой серии, — смеется Ахмад. — Даже мои внучки дома кричали: «Мультики не надо, деда покажите».

Полеты в небе и на земле

Ахмад приглашает нас в свой кабинет. Спускаясь по лестнице, встречаем маленькую неприметную дверь. Хозяин таинственно улыбается.

— Это мой гараж. Раньше здесь был один мотоцикл, теперь — три. Началось все с того, поменьше. Хотел мотивировать сына на успехи в спорте. Сказал: «Победишь — куплю настоящий мотоцикл». Победил. А потом понял, что теперь и мне нужен такой же.

Третий байк появился совсем недавно — для супруги: вместительный багажник, два пассажирских кресла с подогревом.

— Садись — и наслаждайся путешествием! Но жена сказала: «Нет! Это не для меня!»

Тем временем перед нами следующая комната — рабочий кабинет, больше похожий на авиасалон. На стенах развешены черно-белые снимки самолетов, с потолка свисает маленький P-51 Mustang, на полках больше десятка авиационных часов, несколько шлемов летчиков и главный экспонат — ручка управления с истребителя земляка Магомеда Толбоева.

— Это не я ее откручивал, — смеется Ахмад. — Подарил один товарищ, которому презентовал эту штуковину сам Магомед.

В детстве суровый дагестанец мечтал стать космонавтом. Сразу после школы поступил в летное училище на Украине. Все шло по плану, пока он не получил повестку в армию.

— Пока шла служба, училище наше расформировали. Вернулся и пошел работать, чтобы купить свой самолет. Как только появилась возможность, взял параплан и начал летать. Тогда мне было уже 42 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Пролетая над Чегемом
Как сенокосный участок семьи Мушкаевых превратился в парадром, село Эль-Тюбю — в объект экотуризма, а Чегемское ущелье — в новую «мекку» для экстремалов всей России

Ахмад участвовал в соревнованиях, занимал призовые места, а однажды решил проверить себя «на вшивость» и отправился в Гималаи.

— Парапланеристы знают, что это непростое место для полетов. Я тест прошел, сдал нормативы, выиграл соревнования и получил мастера спорта и удостоверение пилота. После купил себе аэрошют. Через три года у меня появился свой одноместный самолет «Авиатика-МАИ-890». А после летал уже в собственном двухместном, собранном у нас в Дагестане. После истории с падением частного самолета наш аэродром в Махачкале закрыли.

Самолет пришлось разобрать — в ожидании лучших времен он лежит в ангаре. Пока его заменил байк.

— На мотоцикле я чувствую себя счастливым и свободным. Больше всего люблю это ощущение неизвестности: где окажусь через сотню километров, кого встречу, что увижу? Я принципиально на своем транспорте не выезжаю в кафе, как это делают каферейсеры. Их прям так и называют. Тех, кто на мотоцикле красиво разъезжает по городу и выезжает в кафе кофе попить. Для меня мотоцикл гораздо больше. Хотя самые необычные ощущения дает все-таки параплан. Взлетел на нем на гору, сел, любуешься красотой, потом поймал поток воздуха и вновь полетел. Но на мотоцикле я тоже летаю, только уже по земле.

Правила мотопутешествия по России

— Я, когда собирался выезжать, много читал тех, кто уже ездил. Хотел понять, с чего начать путешествие, что брать с собой, как себя вести в дороге. Понял одно: чтобы отправиться в путешествие, нужно просто выехать из дома, — смеется Ахмад. — Это для многих самое трудное. А все проблемы надо решать по мере их поступления.

Для себя экстремал вывел несколько правил комфортного мотопутешествия.

1. Ехать только днем

— У многих блогеров я читал, что за день стоит преодолевать не больше 300 км, чтобы не переутомиться. Для себя вывел другую цифру — примерно 600 км. Это расстояние я проезжаю за световой день. Ночью стараюсь не ездить в целях безопасности: плохо видно дорогу. Я всегда выезжаю с рассветом, после утреннего намаза. В это время на дорогах мало дальнобойщиков. Основной маршрут проезжаю до обеда. Потом уже еду, что называется, вразвалочку.

2. Не брать ничего лишнего

— Что я везу с собой? Немного наличных денег, два телефона и две банковские карты на случай, если что-то одно испортится или заблокируется. Дорожную аптечку, набор инструментов, запасную камеру, насос, два комплекта нижнего белья и вещей. Больше не надо: грязное все равно с собой не возишь. Каждый день останавливаешься в гостинице, стираешь, сушишь.

3. Ночевать с комфортом

— Тот, кто хочет сэкономить, берет с собой палатку для ночлега, примус, газовый баллон, консервы. Я всегда останавливаюсь в гостиницах, придорожных мотелях. В среднем цена за ночь — около 3 000 — 4 000 рублей. На Камчатке дороже из-за потока туристов. Я не планирую заранее, в какой гостинице остановлюсь, чтобы не напрягаться, не подгонять себя. Об этом начинаю думать, когда заходит солнце. Сегодня все можно найти в телефоне. На случай, если нет интернета, у меня скачано приложение maps.me. Там можно найти все, в том числе гостиницы и отзывы на них.

4. Питаться не в сухомятку

— Я не вожу с собой консервы, «ролтоны». Только немного сухофруктов, воду и кофе. По моим наблюдениям, очень неплохой кофе на заправках «Лукойл». Стараюсь «заправлять» свой термос именно там. Три порции эспрессо мне хватает, чтобы быть бодрым весь день. Обедать удобно в кафе. Если от Махачкалы до Владивостока можно поесть в пределах 1000 рублей, то на Камчатке чек увеличивается в два-три раза.

5. Держать себя в форме

—  Каждые 150 км я останавливаюсь, чтобы размять спину. Очень хорошо в этом помогают деревья — можно использовать в качестве спортивной стенки. Ну и, конечно же, баня. Поэтому стараюсь искать гостиницы, где можно попариться перед сном.

6. Не пренебрегать гигиеной

— Волшебный уксус. Часто советую его байкерам, когда они разуваются (смеется). Уксус убивает все микробы. Несколько капель нужно нанести на носки или на стельки мотоботов, чтобы избежать неприятного запаха, особенно в жаркое время.

7. Правильно стартовать

— Перед дорогой осмотреть мотоцикл, завести его, прогреть, сказать «Бисмиллях» - и отправляться навстречу приключениям!

Елена Еськина

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ