{{$root.pageTitleShort}}

Дом с историей: Грязелечебница Семашко в Ессентуках

У большинства россиян Ессентуки ассоциируются исключительно с одноименной минеральной водой, но для местных жителей символ города — это грязелечебница, одна из красивейших в Европе

Здание Грязелечебницы имени Семашко — культовое место в Ессентуках. Вряд ли кто, побывав на курорте, уехал без фотографии «Я и грязелечебница» или «Я и боги здоровья». Без фотосессии на фоне величественного сооружения не обходится и ни одна ессентукская свадьба. И даже известные кинорежиссеры не обошли его стороной. Помните кадры из «12 стульев» Леонида Гайдая? Киса Воробьянинов просил милостыню именно здесь.

Место для небожителей

Лечебница построена с отсылками к классической античной архитектуре. Зданию, ставшему визитной карточкой Ессентуков, уже больше 100 лет, но оно сохранилось почти в первозданном виде. Так же, как и век назад, его оберегают боги-великаны: бог врачевания Эскулап и его дочь, богиня чистоты и здоровья Гигиея, а рядом с ними грозные львы убивают змею нездоровья. И так же, как раньше, сюда завозится лечебная грязь с Тамбуканского озера, а в отдельных кабинах лежат похожие на коконы измазанные в ней люди — поправляют здоровье.

— Я в прошлом — профессиональный футболист, меня сюда привели те самые мениски и ахиллы <> И эта грязь изумительно эффективна. Но помимо нее тут прекрасная архитектура, — говорит один из пациентов, Евгений Мандрыка.

Грязь здесь течет по трубам, подгоняемая насосом, и извергается на кушетки темной тяжестью. Медсестра Галина Щербакова, работающая в лечебнице 47 лет, еще помнит, как все выполнялось вручную: грязь из огромных хранилищ носили в специальных ведерках, существовавших с самого открытия лечебницы где-то там, в нижних этажах. После процедуры грязные простыни спускают на лифте на нижний этаж, где их подхватывает рабочий и на тележке увозит в прачечную, тоже входящую в комплекс грязелечебницы.

— На процедуру «общей грязи» для человека средней комплекции уходит 80 килограммов грязи. Грязь тяжелее воды, и на самом деле 80 килограммов — это небольшой объем, — говорит медсестра.

Несмотря на «грязную» работу, Галина утверждает, что все 47 лет ощущает себя небожителем. И все благодаря ему — Евгению Шреттеру. Ведь за каждым зданием стоит имя.

Скандальный архитектор

В начале XX века Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на строительство грязелечебницы, и в нем победил Евгений Шреттер — архитектор с безумной фантазией и редким инженерным талантом. У него получился не только архитектурный, но и технический шедевр: ведь ни одна лечебница в Европе не могла сравниться с ессентукской по совершенству методик и количеству процедур, и все в здании рассчитано так, чтобы облегчить работу персонала.

Вот только как человек Евгений Федорович был сложный, говорит Ольга Чихун, научный сотрудник краеведческого музея им. Шпаковского.

— Приехав в Ессентуки, Шреттер — человек неуживчивый, скандальный — сразу не понравился местным строителям. Большой любитель женщин, он привез с собой свою подругу — Софью Токарскую. Как раньше говорили — десятника, а по-нашему — прораба. Это была первая женщина, вышедшая на строительную площадку в Ессентуках. И наши строители восприняли этот факт как личное оскорбление, — рассказывает Чихун. — Архитектор их, конечно, «сломал»: просто перестал платить. Но все же масса романов и не сданные вовремя работы привели к тому, что Шреттера от строительства отстранили. Это же был госзаказ! Экспериментальный проект. Впервые использовалось такое привычное ныне монолитное основание. Сроки и смета были жесточайшими. Люди понимали, что строят на века.

Грязелечебница построена из камня доломитовых пород — его добывали возле Кисловодска и подвозили на лошадиных повозках. Внушительного вида лечебницу возвели всего за два года — и закончили бы быстрее, если бы не Первая мировая война.

Строительство грязелечебницы, 1915 год

— Открывали грязелечебницу пафосно. Ее назвали в честь цесаревича Алексея — Алексеевской. Вокруг, как водится, прошли крестным ходом, освятив новое лечебное заведение. На следующий же день она начала работать, — продолжает краевед.

После отстранения от строительства Шреттер долго судился и все-таки отвоевал и свой гонорар, и свое авторство. До сих пор на стене лечебницы можно увидеть памятную доску с его фамилией.

Дуб, хрусталь и хитрые потолки

За оформление лечебницы взялись лучшие скульпторы Санкт-Петербурга, и изваяний здесь действительно много, но с началом войны все же пришлось экономить.

— Посмотрите, вот там наверху угадывается, что на постаментах тоже должны были быть скульптуры, но обошлись вазонами, — указывает архитектор Алексей Кихель.

Мебель для лечебницы изготовили из дуба в лучших мастерских Пятигорска. Ее эскизы хранятся в местном музее за личной подписью Евгения Шреттера. Мебель, люстры, двери и зеркала служат до сих пор, и многим отдыхающим невдомек, что после процедур они сидят или лежат на настоящем антиквариате.

— Поменялась только обивка, сначала это была кожа коричневого цвета, — говорит специалист грязелечебницы по маркетингу Анастасия Иванкова. — Сохранились и плитка на полу, и люстры, двери с хрустальными вставками, в залах отдыха — хрустальные стекла. А вот витражи вовсе не принадлежат фантазии Шреттера. Они сделаны в семидесятых, но прекрасно вписались в интерьер столетней давности.

За витражами стоит другое имя, пусть и не такое громкое, как Шреттер, — Иван Катанов. Этот госзаказ кавминводский художник воспринял как личный вызов: в нем текла греческая кровь, а витражи должны были изображать древних греков и их богов. Катанов трудился день и ночь, говорят, даже ночевал в зале ожидания лечебницы — чтобы понять, как движется солнце.

— Он очень хотел, чтобы эти витражи создавали в зале эффект теплой, солнечной погоды, — говорит краевед Элеонора Жатькова.

У самого здания лечебницы три ряда окон, и в ней всегда светло — несмотря на погоду и время года. Пожалуй, это самое светлое здание в городе.

Еще одна заслуга архитектора Шреттера — тут совсем не чувствуется запах сероводорода. Все дело в особом потолке — испарения поднимаются под куполовидный свод и выходят через вентиляционные отверстия.

Две войны и слава

Сейчас бывшая Алексеевская грязелечебница носит имя Николая Семашко — наркома здравоохранения РСФСР. В Гражданскую войну здание сильно пострадало и вышло из строя на три года. Под руководством Семашко лечебницу восстановили.

Грязелечебница, 1939 год

— Мы до сих пор можем найти довоенные фотографии отдыхающих здесь рабочих и крестьян, — рассказывает Ольга Чихун. — А вот во время Великой Отечественной лечебница трудилась что есть мочи, восстанавливая раненых бойцов.

В оккупацию немцы использовали здание как баню. Отступая, они собирались его взорвать, но не успели: несколько тонн взрывчатки обнаружили бойцы Красной армии.

— Ну, а в советские годы курорт Ессентуки стал всесоюзной здравницей, — продолжает краевед. — Сколько советских граждан побывало на нем — и не сосчитать теперь.

Так продолжается и по сей день. Ессентукская грязелечебница — одно из красивейших зданий Европы, и кто-то приезжает на курорт, только чтобы посмотреть на нее. И еще тысячи людей ежегодно, как и прежде, приходят в эти стены оздоровиться.

Наталия Мхоян

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ