Какое отношение песня «Лунный камень» имеет к Кабардино-Балкарии? И что общего у Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля, Людмилы Зыкиной и Майи Кристалинской с поэтессой кабардинского происхождения Инной Кашежевой? Ответ может показаться неожиданным. В репертуаре этих и многих других популярных в свое время исполнителей были композиции на стихи Кашежевой: она автор почти 300 песенных текстов. Кто-то не задумываясь вспомнит «Лунный камень», кто-то — «Дожди» или «Иду в кино», а любой житель Кабардино-Балкарии уверенно назовет «Возьми меня в Балкарию!» и тут же пропоет пару строк.
Нарьян-Мар
Инна Кашежева родилась в Москве 12 февраля 1944 года. Мать ее была русской, а отец — кабардинцем. Хотя кабардинского языка Инна не знала, это не мешало ей любить родину отца, часто бывать на Кавказе и писать о нем. И не только о нем. Например, в 1964 году Кашежева оказалась в Нарьян-Маре: девушку отправили в командировку от радио «Юность». Тогда и была написана песня «Мой Нарьян-Мар», ставшая вскоре неофициальным гимном города. Современники рассказывали, что Кашежева написала текст буквально за пять минут, вдохновившись поездкой в тундру.
Карское море
История создания песни «Опять плывут куда-то корабли» чем-то похожа на нарьян-марскую. Текст даже написан в том же году, только в другой творческой экспедиции. Первое исполнение песни — это практически готовый сюжет для легкой комедии на вечер. Представьте: творческая экспедиция на морском лесовозе, Карское море. Впечатлительная 20-летняя поэтесса Инна Кашежева, композитор Александр Колкер и певица Мария Пахоменко — все они на одном борту. А еще предприимчивый капитан, который тут же записал новую песню на магнитофон и дал команду включить её на всех динамиках.
К возвращению Кашежевой в Москву композиция уже звучала на радио. В разное время ее исполняли Анна Герман, Майя Кристалинская и Эдуард Хиль.
Полутона
Цикл песен «Полутона», в который вошли композиции «Лунный камень», «Дожди» и «Круги на воде», появился, когда Кашежевой было всего 22 года. Серия родилась из совместного творческого эксперимента с композитором Аркадием Островским. Любопытно, что несколько ранее он предложил Инне Иналовне написать стихи к уже готовой мелодии. Речь об «Атомном веке», который спел Муслим Магомаев. Этот опыт поэтессе дался неожиданно тяжело, и девушка даже задумывалась о том, чтобы больше не возвращаться к песенной поэзии. Однако предложение Островского поработать в стиле импрессионизма — создать песни-пейзажи в полутонах — заворожило Инну. Всего планировалось выпустить шесть композиций, но в итоге появилось лишь три. Аркадий Островский ушел из жизни в 1967 году.
В песнях много печали, искренности и глубоких чувств. Исполнителями этого цикла стали Майя Кристалинская и Эдурад Хиль.
Память
Инна Кашежева также является автором 20 поэтических книг, занималась переводами. 12 февраля 2024 года Инне Иналовне исполнилось бы 80 лет. На улице Кабардинской в Нальчике установлена скульптура работы Арсена Гушапши в виде исполненной в камне книги с текстом Кашежевой, посвященным этой самой улице, — «…Кабардинская улица влюблена…» Каменная книга появилась в самом центре нальчикского Арбата по инициативе председателя Общества книголюбов Кабардино-Балкарии Натальи Шинкаревой. С ее же подачи каждый год 12 февраля в Нальчик со всей республики съезжаются любители творчества Инны Кашежевой, чтобы почтить память поэтессы и прочитать ее стихи.