{{$root.pageTitleShort}}

Заниженной приорой по бездорожью, или Пара слов об автомобильных стереотипах на Северном Кавказе

На какой машине ездить в Чечне, чтобы не привлекать внимание? Как перейти дорогу в Махачкале и остаться в живых? Почему сигнал светофора — вопрос относительный?

Есть анекдот еще советских времен о стиле вождения на Кавказе. Суть его сводится к следующему: на перекрестке на красный все едут, поскольку они что, не джигиты из-за какого-то красного сигнала светофора стоять? А на зеленый все стоят, потому что сейчас джигиты поедут. Как видите, уже тогда Кавказ был вполне себе объектом для шуток. С тех пор здешние дороги, водители, гаишники, да и вообще, все одушевленные и неодушевленные участники движения обросли стереотипами до такой степени, что кажется удивительным, как тут вообще до сих пор можно ездить.

Продолжая тему развенчивания мифов и разрушения стереотипов о Северном Кавказе, собрали для вас мнения бывалых туристов, новичков, которые впервые купили билет на самолет до Минвод, и, конечно (куда без них), диванных экспертов, которые на Кавказе не были ни разу. Скажем по секрету, тут есть даже стереотипы, существующие в сознании самих жителей СКФО. И, кажется, именно они — самые причудливые.

1

На Северном Кавказе плохие дороги

В основном это миф. Естественно, высокогорные дороги по большей части грунтовые. Но даже их не назовешь плохими. Конечно, существуют горные перевалы со сложными климатическими условиями, где любые дорожные работы дают эффект в лучшем случае на неделю. Но в целом в равнинной части любого из регионов СКФО вы не встретите катастрофы. И, понятное дело, везде следят за дорогами, ведущими к самым популярным туристическим локациями.

2

Все ездят на заниженных приорах

Это стереотип, имеющий под собой вполне объективные факты. На Кавказе действительно любят продукцию АвтоВАЗ. В Чечне вон некоторые модели еще и производятся. Но это не единственная причина. В первую очередь дело в покупательской способности. Все же отечественный автопром (и сами автомобили, и запчасти) зачастую дешевле импортных. Соответственно, пространства для маневра в плане тюнинга больше. А уж тюнинговать тут любят все. Впрочем, эра совсем уж скребущих асфальт «пузиком» машин все же прошла. А еще на Северном Кавказе, как и практически везде по России, набирают популярность различные шедевры китайского авторынка с труднопроизносимыми названиями и причудливыми «мордочками».

3

Джигиты на дорогах не соблюдают правила дорожного движения

Агрессивный стиль вождения и некоторое пренебрежение правилами еще совсем недавно, буквально 10−15 лет назад, были чем-то само собой разумеющимся. Поскольку у нас нет цели приукрасить, скажем честно: сегодня все зависит от конкретного региона. Пожалуй, самые вежливые и законопослушные водители обитают на дорогах Ставропольского края. В Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечне все тоже относительно неплохо. Кстати, в Чечне даже почти не встречаются запрещенные, но так нежно любимые кавказцами тонированные стекла. А вот самыми «непослушными» водители считают Дагестан и Ингушетию. Попытка перейти через дорогу в Махачкале оставит вам незабываемые впечатления надолго. Возможно, навсегда. Впрочем, автомобилисты сходятся во мнении, что и для них это не самый простой город. Ну и, конечно, пробки в Хасавюрте вряд ли забудутся.

4

Пристегиваться — для слабаков

Еще совсем недавно любой кавказский водитель считал чем-то сродни личному оскорблению попытку пассажира пристегнуться. Сегодня во многих городах Северного Кавказа на дорогах появились камеры, которые отслеживают именно ремни безопасности. И размер штрафов качественно помог не к месту раздувшемуся эго отдельных водителей сдуться. Теперь первое, что вы услышите от нальчикского таксиста, будет: «Э, пристегнись». Тут еще отметим, что «Э» не является попыткой унизить, это такая традиционная форма обращения к кому угодно.

5

На Кавказе желтый сигнал светофора — это как зеленый, только желтый

Этот стереотип — скорее данность, чем заблуждение. Когда на светофоре загорается желтый, минимум пять авто успевают проскочить перекресток. И еще штучки три — на красный. Мол, надо же завершить маневр! Отсюда отсутствие так называемой культуры одновременного движения — на зеленый никто не едет сразу, там почти что джигиты из анекдота, и надо подождать, пока они там свои маневры поназавершат.

6

На дорогах частые пробки. Но не простые, а из баранов и коров

Еще лет 10 назад такое можно было увидеть и в городах, хотя не слишком часто. А вот в сельской местности, особенно в горных районах, по утрам и вечерам, когда пастухи гонят стадо на пастбище, а затем обратно, баранья пробка вполне может образоваться. Это не значит, что вы будете стоять на дороге часами: животные посторонятся, но сбросить скорость придется. С коровами дело обстоит чуть иначе. В теплое время года они очень любят лежать на дорогах и мостах над реками — там их обдувает ветерок и не так активно кусают насекомые. Главное правило — не пытайтесь переупрямить или напугать корову, в случае столкновения машина пострадает сильнее, чем животное.

7

Самые «отвязные» водители сидят за рулем маршруток

К сожалению, пока что это больше похоже на правду, чем на миф. Общее и повсеместное повышение культуры вождения коснулось и этой отдельной категории, чтобы не сказать касты, водителей. Но они по-прежнему останавливаются даже тогда, когда транспорт и без того переполнен, подрезают, хамят. Сделаем скидку на то, что у ребят нервная работа, постоянные потоки людей с разным настроением и характером. А потом случайно попадем в маршрутку, в которой водитель возит школьников бесплатно, если те показывают ему пятерки в дневниках. И здоровается с каждым входящим пассажиром. И желает доброго дня каждому выходящему. И поймем, что дело не в том, за рулем какого автомобиля человек сидит, а в том, какой человек сидит за рулем.

8

Здесь не встретить женщин за рулем

На самом деле в любом из регионов СКФО давным-давно много женщин-автомобилистов. Если в 90-е женщина еще могла кого-то удивить наличием прав и умением водить машину, сегодня в меньшинстве, скорее, те, кто не водит. Правда, мужчины все еще подтрунивают над женщинами за рулем, но это уже вопрос привычки, а не попытка оскорбить или усомниться в чьих-то способностях. Еще есть мнение, что за рулем самых крутых машин на Северном Кавказе частенько сидят женщины. Причина в том, что мужья стараются покупать своим дамам все самое лучшее.

9

Пешеход всегда прав, нагл и нетороплив

Переходить дорогу по-кавказски — это нарисовать воображаемый пешеходный переход там, где тебе надо, а не там, где он уже создан заботливыми дорожными службами. И пусть весь мир подождет. А если мир почему-то не хочет ждать, можно и эмоционально сообщить ему о том, что он неправ. В общем, изрядная доля правды в этом убеждении есть. Например, если помножить эту неторопливую пешеходную наглость на суету на дороге в темпераментном южном миллионнике, вы получите центр Махачкалы, как он есть.

10

Здесь большая беда с заправками

Утверждать, что проблем с заправками нет совсем, наверное, было бы странно. В отдаленных горных районах, действительно, сложно найти АЗС. Но в целом на Северном Кавказе нет никаких проблем с заправками. Хотите — бензин, хотите — газ, хотите — дизель. Появляются и станции для зарядки электромобилей. В том числе, между прочим, в горах. А еще цены на топливо в разных субъектах разнятся. Например, заправиться газом в Чечне обычно дешевле, чем в Осетии.

11

На Северном Кавказе всем есть до тебя дело. В том числе на дороге

Так и есть. И речь вовсе не о неуважении к личному пространству, хамстве или чем-то еще в таком духе. Если вы сломались на дороге в любом из регионов СКФО, к вам тут же придут на помощь. Даже просто остановившись, чтобы выйти из машины и поразмяться, вы тут же окажетесь в центре внимания тех, кто решил вам помочь. Вам помогут поменять колесо, дольют бензина, довезут до заправки и привезут обратно, если вдруг помочь с топливом не получится. А в процессе, возможно, с вами подружатся, пригласят в гости, на день рождения деда или свадьбу тети. Уж точно посоветуют, куда надо обязательно съездить, что посмотреть и какие блюда следует есть в дорогих ресторанах, а какие — лучше в придорожных кафе. Это называется вовсе не беспардонностью и отсутствием личных границ. Это, друзья, кавказское гостеприимство!

Дарья Шомахова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе

Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала