{{$root.pageTitleShort}}

Грязное искусство

Зеленые с желтым перчатки, красная кисть и синяя тряпка. Цветные только инструменты, необычные картины Мурада Кайсарова исключительно черно-белые. По одной причине: дагестанец рисует на грязи

Мурад Кайсаров

Популярность на дорогах Дагестана Мурад Кайсаров приобрел сразу же, как появилась «Сова». Два года назад молодой человек увидел рисунок с глазами птицы в интернете — и решил повторить его на своей «Газели».

— Художественного образования у меня нет, только техническое, но я взялся, и у меня получилось неплохо. Вроде остальным тоже понравилось. Выезжал когда на трассу, сразу оказывался в центре внимания. Все сигналили, фотографировали. Я столько позитива на дорогу привнес, — смеется он.

Откуда столько внимания к рисунку на авто? Все просто: он был сделан прямо по грязи.

Все натуральное

Мурад работает в мелиоративной сфере — следит за гидротехническими сооружениями на участке земли у родного села Коркмаскала. Однако руководящая должность не мешает ему «пачкать» руки. Родоначальником «искусства немытых машин» в мире считают графического дизайнера Скотта Уэйда из Соединенных Штатов. Только иностранный художник рисует преимущественно на легковушках, причем пыль на свои «холсты» наносит сам. А вот у дагестанца все «природное».

— Целенаправленно я этим не занимаюсь, но, когда приезжают специально ко мне и просят нарисовать, не отказываю. Но есть одна сложность — ждать приходится людям долго, если авто не сильно испачкалось, — объясняет он.

Летом автовладельцы ждут по несколько месяцев: машины долго не пачкаются. А вот осень и зима — самое то для dirty-творчества. К тому же необычные картины разбавляют серые будни. Грязь должна быть сухая и ровная — иначе большие куски станут отваливаться, и никакой картины не получится. Отыграть назад, перерисовать, подправить уже никак не получится.

— На бумагу рисунок наносят, а тут его выскребают, стирают или выбеливают. Здесь ошибку не исправишь. Не так штрих — все. У меня бывали «косяки». Вот среди частых — асимметрия, разные уровни, — объясняет художник.

Избегать погрешностей в творчестве Мураду помогают специальные программы для смартфонов. Автор выбирает рисунок, после переводит его в черно-белый формат. А дальше важно правильно перенести изображение на автомобиль.

— Видите, черное — это будто наша грязь, а белая часть — это то, что мы сотрем и уберем. Раньше, когда я это делал на глаз, было куда сложнее. Для рисунка подходит исключительно белая машина. Без наклеек. Я считаю, что на миниатюрных авто сюжет не смотрится. Объем и форму лучше передают, конечно, грузовые. Они и не капризны. Там можно рисовать с любой скоростью. Полностью поглощаешься идеей, а не мыслями о том, поцарапаю ли я, испорчу ли лакокрасочное покрытие или нет.

Творчество без табу

Портфолио работ Мурада — его личный аккаунт в Instagram. На счету необычного художника около тридцати рисунков. Здесь и мультяшные Микки и Минни Маус, и грустный Багз Банни, и персонажи гангстерской драмы «Крестный отец». Лица девушек чередуются с портретами известных дагестанцев: имам Шамиль, шейх Султан-Мут, поэт Ирчи Казак. А иногда на рисунках — вовсе не люди.

— Каких-то табу в сюжетах у меня нет. Рисую что пожелаю. Да, я изобразил смерть. Этот образ — напоминание людям. На дорогах надо соблюдать правила, не превышать скорость, — объясняет Мурад. — Ведь жизнь — это короткий миг, может быстро прерваться.

Инструменты Мурада — тряпка, малярная кисть и перчатки. Кропотливо выводить штрихи приходится подолгу. На портрет может уйти час, а может — и три. Что все его труды смоются с первым дождем, художник не переживает. Для нас на грязном внедорожнике Мурад изображает портрет чемпиона UFC в легком весе Хабиба Нурмагомедова. Как ни странно — впервые.

— После его побед я чаще рисовал отца — Абдулманапа Нурмагомедова. Считаю его сильной личностью. Портреты его были на грузовике и «Газели», в папахе и без, — объясняет автор. — Вообще, я заметил, что наши люди сильнее реагируют на наших национальных героев.

— Мурад не любит, когда во время творческого процесса над ним стоят. Как говорится, над душой. Тогда он злится, может даже все бросить, — комментирует друг dirty-художника Басир Сайпудинов.

Именно автомобили Басира не раз становились уникальными передвижными картинами.

— Он на самом деле не всем рисует. Потому что бывает, что некоторые «персонажи» портят его портреты. Одни пририсовывает усы не тем и не там, а другие умудряются сделать неуместные надписи. А это сильно нашего друга задевает.

Портрет Хабиба мастер завершил через час. Передышка понадобилась совсем небольшая: лишь пару минут размять ноги после долгого приседа на корточках. На каждой работе автор оставляет свою отметку — ник в соцсети. Фотографии новых работ мгновенно разлетаются по республиканским пабликам. Так неожиданно для художника у него находятся единомышленники — поклонники «грязной» живописи из других регионов. А если появятся последователи в родном Дагестане — автор будет только рад. Конкуренции он не боится.

— Был удивлен, когда со мной связался парень из Пятигорска Артем. Он предложил мне совместно что-нибудь нарисовать. Сказал, что в планах в ближайшее время приехать в Дагестан, — рассказывает Мурад. — А тут мы с ним уже сообразим шедевр. Пока не знаю какой, но обязательно на «Газели».

Патимат Гусейнова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Зарплата курами, выходки Смоктуновского и спектакли на рассвете: 7 удивительных историй о Русском театре в Махачкале

Дагестанский Русский драматический театр им. М. Горького отмечает 100-летний юбилей. За свой век театр пережил много событий — и хороших, и не очень. Вспоминаем самые яркие из них

На книжном фестивале в Дагестане представят альманах об истории двух столиц региона. Публикуем отрывок из новой книги

В числе новинок Международного книжного фестиваля «Тарки-Тау» — альманах «Кавказский экспресс — 2024» о людях, домах, улицах и истории Буйнакска и Махачкалы

Патриотизм, турбизнес и лезгинка: чему научат молодежь на форуме «Каспий»

Более 500 парней и девушек из разных городов России и из-за рубежа съехались в дагестанский Избербаш, чтобы учиться предпринимательству и цифровым технологиям, бороться за гранты и активно отдыхать