{{$root.pageTitleShort}}

Халяльный шутер: как ингушские разработчики завоевывают игровой рынок

Программисты из Назрани мечтают повторить успех Angry Birds, снять мультфильм и добавить в гонки виды Кавказа. Рассказываем, что им уже удалось и о чем они спрашивали богословов перед выпуском игры

— Инди-разработчики — небольшая команда в игровой индустрии: собрались 3−4 человека, создали игру, сами продвигают, сами ищут инвестора. Это наша история, нас — всего четверо, а вообще-то, над игрой должна работать команда в 100−200 человек! Вдохновляет пример всемирно известной игры Angry Birds, ее вообще начал создавать разработчик-одиночка, — говорит Хадис Костоев, один из руководителей айти-команды Intenzibne из Назрани.

Полтора года назад эти ингушские программисты взялись за разработку игры. Спустя полгода в сервисе распространения игр Steam появился их продукт Diesel Guns — микс из двух жанров: гонок и шутера («стрелялки»). По сюжету игры, которую купили уже три тысячи пользователей, спортивная машина гоняет в пустыне, зрелищно падает с обрыва, собирает «фишки», стреляет в другие машины, из-за чего те взрываются. В декорациях пока нет кавказского колорита, но разработчики в скором времени обещают добавить в игру карты горной части Ингушетии и достопримечательности Кавказа.

По данным аналитической компании Superdata, в 2016 году объем мирового рынка игр составил $ 91 млрд. По сравнению с 2015 годом он вырос на 18%. Из них $ 40,6 млрд заработали мобильные игры (драйверы — Pokemon Go и Clash Royale), $ 35,8 млрд — компьютерные игры.

— Игра прошла тестовый режим и сейчас находится в раннем доступе — можно скачивать и играть. Каждый месяц Diesel Guns пополняется новыми фишками, оружием, машинами. Последний апгрейд делали в конце июля, — говорит Хадис. — В ранней версии игра стоит для жителей России всего 120 рублей. Для иностранцев — 4,99 долларов. Когда игра будет полностью закончена, цена существенно увеличится.

Steam — один из самых известных ресурсов, где геймеры покупают игры. Разработчики платят процент с каждой продажи. По договору с платформой размер платы не называется, но разработчик признается, что пока продукт не приносит прибыли, зато игра раскручивается.

Прежде чем попасть в Steam разработчикам приходится проделать большой путь. Впрочем, и после выпуска релиза работа не останавливается. Как утверждает Хадис, программисты заняты игрой постоянно и здесь есть несколько важных правил.

Правило № 1: Взять культовый прототип

— Я сам с детства люблю игры, — признается Хадис. — Правда, больше нравятся игры-стратегии. Только таковые нереально создать в маленькой команде, поэтому мы взялись за комбат-кар — так тоже можно называть наш жанр. В начале 2000-х были популярны кар-комбат игры, такие, как Vigilante, Twisted Metal, Rush. Мы все в команде были их фанатами, как и множество геймеров по всему миру. Особенно мне нравилась Vigilante, все ждал, когда создадут подобную игру или переиздадут, чтобы снова окунуться в такой драйв.

Позже, когда Хадис с командой разрабатывал разные приложения, игры, вспомнил про любимую игру. Diesel Guns отчасти похожа на Vigilante.

Игра ингушских разработчиков создана в первую очередь для ностальгирующих по 90-м геймеров — тем, кому от 28 до 45 лет. Хадису 30 лет, аудитория ему близка. Он считает, что новый продукт, напоминающий старый, имеет больше шансов на успех, чем просто новый.

— Из тех, кто уже купил игру, далеко не все ею пользуются, — говорит Хадис, — Многие геймеры сэкономили в цене и ждут: будут играть, когда разработчики ее доделают. Три тысячи игроков — это очень мало. Статистика примерно такая: если 20 000 пользователей купили игру, то постоянно в онлайне — примерно 2% из них. У нас регулярно играют не больше 50 человек.

Правило № 2: Посоветоваться с алимами

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Хадж: 15 вопросов о главном событии в жизни мусульманина

Это правило с национальным колоритом. Разумеется, не все разработчики советуются с представителями религиозных организаций, но Хадис и его коллеги — мусульмане. По исламу, азартные игры — это харам (грех). И в принципе, игры — дело тонкое и спорное. Одни говорят, что даже простые карты попадают под запрет. Другие уверены, что играть можно и в карты, и в «Доту», главное — не делать денежные ставки, не злиться и не ругаться с противниками, не пропадать в игре по 10 часов. Поэтому Хадис с коллегами консультировались с алимами в духовном управлении мусульман.

— Нам посоветовали: давать пользователям рекомендацию — играть не более 40 минут. Тогда это безобидное развлечение и польза: игра снимает стресс. Даже медики так говорят. Еще момент: бывает, игровые персонажи непристойно ругаются, голые женщины появляются в сюжете. У нас этого нет.

Правило № 3: Найти деньги на продвижение

— Если есть деньги — идешь к издателю, вкладываешь в рекламу, а если нет — нашим путем, самостоятельная раскрутка.

Невозможно раскрутить игру до уровня всемирно известной «на коленке». Все равно нужен инвестор, который вложит деньги в доработку продукта до идеала. А также не обойтись без промороликов. В игровой индустрии трейлеры — это шедевры со спецэффектами, «психологическими крючками». Компании, которые их создают, берут большие деньги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Человек башен
Как построить башню из горсти камней и куска проволоки? Рассказывает мастер-миниатюрист из Ингушетии, мечтающий переселить народ в горы

— Издателей в игровой индустрии в России и заинтересованных в ней инвесторов почти нет, — объясняет Хадис. — Весь рынок сосредоточен в Европе, США, Японии. Но в основном в Штатах, там десятки крупных компаний в этой индустрии. Есть издатели, игровые журналы. Там проводятся крупные выставки.

Издатель может помочь талантливым инди-разработчикам: вложиться в доработку игры и заняться продвижением, но только если сильно верит в продукт. Это редкий случай, чаще говорят: «Приходите, когда игра будет готова на 100%, и готовьте деньги на создание трейлера».

Цена хорошего трейлера измеряется сотнями тысяч рублей. Дешевые проморолики едва ли заинтересуют большую аудиторию. Ролик Diesel Guns, размещенный на Steam, — это не трейлер в чистом виде, его разработчики смонтировали сами.

Иногда хорошие игры проваливаются из-за плохой рекламы. Неопытному разработчику остается только надеяться на то, что издатель угадает с маркетинговыми ходами.

При этом, говорит Хадис, издатели постоянно отслеживают инди-разработчиков. Скорее всего, и его команду уже заметили. Если издатель поверит в продукт — может произойти «история Золушки».

— Бывает, издатели смотрят за работой команды год — два. Поэтому нужно продвигаться даже своими силами: выкладывать игру в раннем доступе, обновлять, вести странички в соцсетях.

Артем Студеникин, PR-менеджер российского издательства компьютерных игр «Бука»

Инди-разработчиков — много, они появились вместе со Steam. Можно сказать, что рынок сейчас перенасыщен инди-играми. А крупных студий-разработчиков в России почти не осталось после 2008 года. Они ушли в направления попроще — в «мобилки» или игровые приложения для соцсетей. Таланты нужны всегда — издатели их ищут. Но сейчас выпускается много одинаковых игр. А нужны «фишки» - интересная механика и сюжет.

Игровой рынок растет. Стоит ли создавать компьютерные игры? Однозначно, стоит! Мобильные игры — быстро вспыхивают, но быстро уходят. Как и Pokemon GO. А у компьютерных игр есть постоянная аудитория.

Правило № 4: Бояться пиратов

— Если игра после официального релиза устоялась хотя бы 4 дня без взлома, у тебя хорошие деньги будут. Это трудно — должна быть мощная защита. Нашу игру уже утащили. Вышло смешно: мы ее только выложили совсем в сыром варианте и вскоре увидели на торрентах. Никак не боролись с этим. Я думаю: пусть будет, это тоже реклама.

Пиратство неизбежно, ни одна мало-мальски известная игра, по словам Хадиса, не устояла перед взломом. Разработчики и издатели понимают, что пираты придут, и главная задача — оттянуть этот момент.

Правило № 5: Учиться самостоятельно

— Я учился на программиста в Нальчикском колледже информационных технологий. Другие ребята — тоже программисты, дизайнеры. Мы умеем писать коды, но для разработки игр нужна масса других навыков. Например, хорошо владеть графическими редакторами.

По словам Хадиса, сейчас в России нет вузов и курсов, где учат создавать игры.

— У нас в команде каждый человек выполняет работу за четверых. Все, что умеем, — осваивали сами. Я бы с удовольствием поучился, только где? А поблизости — на Северном Кавказе — нет серьезных разработчиков игр. Лишь наша игра пошла так далеко.

Правило № 6: Не стремиться к комфорту

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ингушская сакля — машина времени для голодного туриста
Глиняные стены, узкие проемы, бабушкины занавески — первое этно-кафе в Магасе выглядит как настоящая кавказская хижина. А в меню — рецепты, о которых давно забыли даже сами ингуши

«Stay hungry, stay foolish», — вдохновлял Стив Джобс («Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными»). Хадис говорит, что скептически относится к харизматичным гуру IT-индустрии, но отчасти с призывом согласен.

— Если мы найдем инвестора или издателя, игра станет популярной, потекут деньги, — мечтает Хадис. — Я точно не потрачу их на трехэтажный дом и «Камри». Все это лишнее. От комфорта приходит лень.

Тишина — самое главное для разработчиков. Я специально выбирал офис в таком месте, чтобы не было никакого шума. А роскошь — мешает. Мы мечтаем о другом — реализоваться, делать классные вещи. У нас есть замороженные проекты: мультфильм, над которым мы работали четыре месяца, еще одна игра. Все упирается в деньги — если они появятся, будем вкладывать в интересные продукты.

Анастасия Степанова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Как выбрать правильный мед: 7 советов от дагестанского пчеловода

14 августа отмечается Медовый Спас, а значит, пришло время покупать свежее лакомство, столь любимое и «зожниками», и сладкоежками. Разобрались, как отличить подделку и почему горный мед самый полезный