{{$root.pageTitleShort}}

На Ставрополье стало больше выходных

Местный парламент принял самый народный закон, объявив православную Радоницу нерабочим днем

Фото: Алексей Филиппов/ТАСС

Радоница — это день поминовения усопших, который на большинстве славянских территорий отмечают во второй вторник после Пасхи. Ставрополье не первый регион, где этот день объявили выходным. В Краснодарском крае, например, так делают уже двадцать лет, правда, там Радоницу отмечают в понедельник. Примеру Кубани последовали в Кемеровской, Волгоградской, Пензенской и других областях, в Карачаево-Черкесии. В Белоруссии Радуница является официальным государственным выходным днем.

Решение ставропольских депутатов пока касается только 10 мая 2016 года. В последующие годы вопрос о выходном дне будет принимать уже новый созыв краевой думы.

В разных областях и странах Радоницу называют по-разному: радуница, радушный день, навий день, родительская, радованские поминки, деды радостные, бабский великдень, радошница, усопшая радованица, мертвецкий великдень и так далее.

Депутаты говорят, что это был самый народный законопроект, принятый в крае.

— Владыки Кирилл и Феофилакт написали прошение губернатору региона, чтобы вопрос о дополнительном выходном был внесен в думу по просьбе верующих. Пасха — праздник воскрешения, праздник жизни, в этот день не принято ходить на кладбище, но люди были вынуждены это делать из-за отсутствия выходного. Почему раньше не приняли такой закон? Да инициативы не было, а может, власть не слышала народ, — предположил депутат-единоросс Николай Новопашин.

С экономической точки зрения новый выходной убытков бюджету не принесет, считает парламентарий.

— Всегда по традиции люди шли навещать своих родственников, своих родителей на кладбище уже после Пасхи. У нас много верующих, и людям приходилось убегать с работы, и так или иначе не работали. Поэтому экономически Ставрополье ничего не теряет, — говорит Новопашин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Жертва как праздник жизни
Он знает о Курбан-Байраме все: как совместить жертвоприношение с любовью к животным, где здесь место для бизнеса и сколько баранов в одном жертвенном верблюде. И знает, почему это добрый праздник

С ним согласен и председатель комитета думы региона по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Тимофей Богданов:

— Из-за спада экономики многие предприятия перешли на сокращенный рабочий день или на сокращенную рабочую неделю, вынуждены отпускать людей в неоплачиваемые отпуска. Конечно, предприятия с непрерывным циклом как трудились, так и будут трудиться, это биохимические гиганты. Но они и 1 мая работают, такое производство никто ж не останавливает. Я думаю, что этот праздник нужен краю, ведь традиция существует, и она работает. Лучше ее узаконить.

Настоятель Храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского, преподаватель сектоведения в Ставропольской духовной семинарии отец Антоний Скрынников в свою очередь напоминает, что в России есть праздники, которые являются советским атавизмом, но продолжают присутствовать в календаре и являются выходными днями.

— Кроме того, если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что в соседних республиках: Чечне, Дагестане, Ингушетии — праздники Курбан Байрам или Ураза Байрам тоже выходные. Такая же ситуация в Калмыкии, где всенародно отмечают Цаган Сар или Зул, — говорит отец Антоний.

И объясняет, как правильно встречать Радоницу:

Ученые не могут определиться с этимологией слова «Радоница». То ли оно произошло от литовского «рауда» (плач с причитанием), то ли от латинского «Rosalia» (день роз, когда поминали мертвых), то ли от «род», то ли все-таки от «радости», поскольку мертвых надо поминать с радостью в сердце.

— Это праздник молитвы за усопших, день нашего молитвенного общения с родными людьми, с их душами, которые находятся у Бога. В этот день нужно не напиваться до состояния поросят, а отслужить литию на могилке, зажечь свечу, просто помолчать, вспоминая близких людей, раздать продукты питания для поминальной трапезы нуждающимся.

Специалист по религиоведению, доцент Северо-Кавказского госуниверситета Дмитрий Пикалов тоже одобряет решение парламентариев:

— Я думаю, что это правильно. Это день поминовения усопших, идущий еще с дохристианских времен и принятый православной церковью. А так как последнее время православные христиане разрывались между необходимостью работать и посещать могилы предков, то пусть этот день будет выходным. Есть еще и этический момент: посещение кладбища на Радоницу, как правило, не сопровождалось пьянками, в этот день все культурно. Есть версия, что посещать кладбища на Пасху стали в советское время, но на юге России, насколько я знаю, эта традиция старше советской власти. Почему так, я еще не выяснил, но было бы интересно.

Подавляющее большинство жителей края, как и следовало ожидать, встретили новый выходной с радостью и воодушевлением. Негативные высказывания встречаются исключительно редко. Но все-таки встречаются. Например, профессор литературы Ставропольского государственного педагогического института Яна Погребная не одобряет не только Радоницу, но и Пасху.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Навруз, он же Новый год, он же Новый день
Этой традиции 2,5 тысячи лет, эти костры жгли еще при Ахеменидах. Встреча весны, желание весны! — в горном Дагестане смыслы не стерлись ни веками господства ислама, ни советскими десятилетиями

— Посмотрите со стороны на всю эту пеструю, безвкусную атрибутику в виде яиц и куличей и признайтесь хотя бы себе, что это нестерпимо пошло и ужасающе вульгарно, — негодует профессор. — Как, впрочем, большинство наших народных гуляний, включая советские демонстрации. Если хотите, принимайте в этом участие, но для меня это неприемлемо. В данном случае люди отстаивают так героически не некие постулаты православия, а всего лишь ритуалы, по существу, не христианские, а более древние, адаптированные христианством из архаических земледельческих религий, в первую очередь, из египетских, шумерийских и иранских источников. Кроме того, они значительно интерпретированы, вплоть до абсурда, в народной практике, особенно на юге, где они причудливо соединились с архаическими тризнами на местах погребений. Это эклектическая, с точки зрения генезиса, традиция.

По мнению ученого, к народной культуре эта традиция относится примерно так же, как Александр Дюма-отец к Флоберу, а массовая псевдокультура — к действительной.

— Потому что народная культура — это Садко, рвущий струны и отказавшийся развлекать подводного царя в ущерб соотечественникам, — продолжает Яна Погребная. — Это Илья Муромец, не стерпевший унижений от киевского князя, удалившийся с княжеского пира, сбивающий меткими выстрелами маковки с церквей и отказывающийся защищать князя и его семью, но согласившийся на бой за весь народ киевский. Это бесконечно остроумные частушки, меткие и умные пословицы и поговорки. И эту народную культуру я не только люблю, но и тщательно изучаю уже много лет и не устаю радоваться и удивляться ее красоте, глубине и богатству.

Лариса Бахмацкая

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ