Радоница — это день поминовения усопших, который на большинстве славянских территорий отмечают во второй вторник после Пасхи. Ставрополье не первый регион, где этот день объявили выходным. В Краснодарском крае, например, так делают уже двадцать лет, правда, там Радоницу отмечают в понедельник. Примеру Кубани последовали в Кемеровской, Волгоградской, Пензенской и других областях, в Карачаево-Черкесии. В Белоруссии Радуница является официальным государственным выходным днем.
Решение ставропольских депутатов пока касается только 10 мая 2016 года. В последующие годы вопрос о выходном дне будет принимать уже новый созыв краевой думы.
Депутаты говорят, что это был самый народный законопроект, принятый в крае.
— Владыки Кирилл и Феофилакт написали прошение губернатору региона, чтобы вопрос о дополнительном выходном был внесен в думу по просьбе верующих. Пасха — праздник воскрешения, праздник жизни, в этот день не принято ходить на кладбище, но люди были вынуждены это делать из-за отсутствия выходного. Почему раньше не приняли такой закон? Да инициативы не было, а может, власть не слышала народ, — предположил депутат-единоросс Николай Новопашин.
С экономической точки зрения новый выходной убытков бюджету не принесет, считает парламентарий.
— Всегда по традиции люди шли навещать своих родственников, своих родителей на кладбище уже после Пасхи. У нас много верующих, и людям приходилось убегать с работы, и так или иначе не работали. Поэтому экономически Ставрополье ничего не теряет, — говорит Новопашин.
С ним согласен и председатель комитета думы региона по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Тимофей Богданов:
— Из-за спада экономики многие предприятия перешли на сокращенный рабочий день или на сокращенную рабочую неделю, вынуждены отпускать людей в неоплачиваемые отпуска. Конечно, предприятия с непрерывным циклом как трудились, так и будут трудиться, это биохимические гиганты. Но они и 1 мая работают, такое производство никто ж не останавливает. Я думаю, что этот праздник нужен краю, ведь традиция существует, и она работает. Лучше ее узаконить.
Настоятель Храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского, преподаватель сектоведения в Ставропольской духовной семинарии отец Антоний Скрынников в свою очередь напоминает, что в России есть праздники, которые являются советским атавизмом, но продолжают присутствовать в календаре и являются выходными днями.
— Кроме того, если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что в соседних республиках: Чечне, Дагестане, Ингушетии — праздники Курбан Байрам или Ураза Байрам тоже выходные. Такая же ситуация в Калмыкии, где всенародно отмечают Цаган Сар или Зул, — говорит отец Антоний.
И объясняет, как правильно встречать Радоницу:
— Это праздник молитвы за усопших, день нашего молитвенного общения с родными людьми, с их душами, которые находятся у Бога. В этот день нужно не напиваться до состояния поросят, а отслужить литию на могилке, зажечь свечу, просто помолчать, вспоминая близких людей, раздать продукты питания для поминальной трапезы нуждающимся.
Специалист по религиоведению, доцент Северо-Кавказского госуниверситета Дмитрий Пикалов тоже одобряет решение парламентариев:
— Я думаю, что это правильно. Это день поминовения усопших, идущий еще с дохристианских времен и принятый православной церковью. А так как последнее время православные христиане разрывались между необходимостью работать и посещать могилы предков, то пусть этот день будет выходным. Есть еще и этический момент: посещение кладбища на Радоницу, как правило, не сопровождалось пьянками, в этот день все культурно. Есть версия, что посещать кладбища на Пасху стали в советское время, но на юге России, насколько я знаю, эта традиция старше советской власти. Почему так, я еще не выяснил, но было бы интересно.
Подавляющее большинство жителей края, как и следовало ожидать, встретили новый выходной с радостью и воодушевлением. Негативные высказывания встречаются исключительно редко. Но все-таки встречаются. Например, профессор литературы Ставропольского государственного педагогического института Яна Погребная не одобряет не только Радоницу, но и Пасху.
— Посмотрите со стороны на всю эту пеструю, безвкусную атрибутику в виде яиц и куличей и признайтесь хотя бы себе, что это нестерпимо пошло и ужасающе вульгарно, — негодует профессор. — Как, впрочем, большинство наших народных гуляний, включая советские демонстрации. Если хотите, принимайте в этом участие, но для меня это неприемлемо. В данном случае люди отстаивают так героически не некие постулаты православия, а всего лишь ритуалы, по существу, не христианские, а более древние, адаптированные христианством из архаических земледельческих религий, в первую очередь, из египетских, шумерийских и иранских источников. Кроме того, они значительно интерпретированы, вплоть до абсурда, в народной практике, особенно на юге, где они причудливо соединились с архаическими тризнами на местах погребений. Это эклектическая, с точки зрения генезиса, традиция.
По мнению ученого, к народной культуре эта традиция относится примерно так же, как Александр Дюма-отец к Флоберу, а массовая псевдокультура — к действительной.
— Потому что народная культура — это Садко, рвущий струны и отказавшийся развлекать подводного царя в ущерб соотечественникам, — продолжает Яна Погребная. — Это Илья Муромец, не стерпевший унижений от киевского князя, удалившийся с княжеского пира, сбивающий меткими выстрелами маковки с церквей и отказывающийся защищать князя и его семью, но согласившийся на бой за весь народ киевский. Это бесконечно остроумные частушки, меткие и умные пословицы и поговорки. И эту народную культуру я не только люблю, но и тщательно изучаю уже много лет и не устаю радоваться и удивляться ее красоте, глубине и богатству.