Вечером 12 августа Дербентская винодельческая компания и арт-резиденция «Сильно» пригласили гостей на проект «Хамрийят о Дербенте: древность и технологичность». Завод предоставил свою территорию и помещения и вместе с «Сильно» позвал художников, которые наполнили это пространство арт-объектами и инсталляциями. «Хамрийят» в переводе с арабского означает «винная поэзия». Этот жанр, посвященный воспеванию вина (а в суфийской поэзии — мистическому единению со Всевышним), в России известен в основном благодаря Омару Хайяму.
Вход на завод был бесплатным, но по онлайн-регистрации, которая быстро завершилась: желающих посмотреть на современное искусство в производственных помещениях оказалось очень много.
Экскурсии вели медиаторы-искусствоведы. Начинались они у Северной крепостной стены — памятника древнеперсидского зодчества, где художник-архитектор Ник Белов соорудил арт-объекты из виноградной лозы, камня, металла и винных бутылок.
Художественных полотен в привычном понимании этого слова зритель не увидел. Зато увидел, услышал и даже понюхал звуковые, световые, аудиовизуальные, голографические и другие инсталляции и мог поучаствовать в перфомансах. Так, иммерсивная инсталляция «Город 5 000 утечек» Жени Горожанцева и Никиты Кикина представляла собой баки, в которые нужно было наливать воду. И с изменением уровня жидкости появлялись новые звуки, записанные художниками во время полевых поездок по Дагестану.
А завершился маршрут медитативной инсталляцией Анны Кабировой, которая работает с запахами. Ольфакторное (обонятельное) искусство пришлось зрителям по вкусу, то есть по нюху. В инсталляции «Хамрийят из уст женщины» были соединены объекты, отсылающие к древнейшим женским ремеслам Дагестана — керамике, ковроткачеству, ручной добыче соли.
Фестиваль «Ночь заводов» проводился при поддержке Президентского фонда культурных инициатив на 18 предприятиях России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Калуге, Челябинске.