В исторической части Ставрополя — на улице Дзержинского, 87 — стоит великолепный особняк, памятник истории и культуры федерального значения. Последние полвека в нем размещается Детская музыкальная школа № 1, и в этом определенно есть некая ирония судьбы: ведь строили здание как раз для концертов.
«Только один день в доме Леонидовых»
Дом на бывшей улице Александровской был построен братьями Вячеславом и Николаем Леонидовыми — известными в Ставрополе купцами и меценатами. Как гласит надпись на мемориальной доске — в 1887 году по проекту архитектора Прозоровского. Впрочем, время постройки — вопрос спорный, потому что рядом повесили новую табличку с датой «1878», а в краевом архиве хранится проект здания с отметкой «1899 год», утвержденный Ставропольской городской управой в январе 1900 года.
Сами купцы Леонидовы вместе с семьями жили через квартал отсюда, на главном городском проспекте — Николаевском (ныне Карла Маркса). Братья были неразлучны и вместе вели фамильное дело — торговали зерном, спиртом, бакалеей. Но стремились не только к личной выгоде. Поэтому в противоположном конце своей обширной городской усадьбы, выходящей на две параллельные улицы, возвели отдельный салон, специально предназначенный для музыкальных представлений.
Хозяева регулярно устраивали здесь концерты, приглашая оперных исполнителей из столиц и даже из-за границы. Губернский город пестрел афишами их музыкальных вечеров: «Премьеры столичных опер — Севастьянов и Лабинский только один день в доме Леонидовых», «Парижский виолончелист и композитор Давид Поппер, скрипачи Леопольд Ауэр и Михаил Эрденко, клавесинистка Ванда Дандовска дают концерт в музыкальном салоне братьев Леонидовых».
Через некоторое время Леонидовы продали особняк купцу Алексею Меснянкину. Новый хозяин разбил рядом сад с цветочными клумбами и водоемом, построил летнюю эстраду и уютные беседки.
После революции дом национализировали большевики. В 1920-е годы здесь размещался Венерологический институт.
Во время Великой Отечественной войны, когда Ставрополь был оккупирован немцами, в доме располагалась нацистская комендатура, при которой имелся склад радиоприемников, тотально конфискованных у горожан, чтобы они не могли слушать советские передачи. Приемники были свалены бесполезной грудой в бывшем музыкальном салоне. Молодым ставропольским подпольщикам, правда, удалось выкрасть оттуда несколько приемников. Втайне от оккупантов они с риском для жизни все же слушали голос Москвы.
После войны в бывшем салоне размещались разные казенные советские учреждения. А в 1961 году сюда переехала Детская музыкальная школа № 1, занимающая это здание и поныне.
Лестница Иакова
Итак, история завершила круг, музыка вернулась в старые стены, но, возможно, Леонидовы строили этот дом не только для концертов. Едва ли столь невинному наполнению этого места соответствует его невероятно сложная, в чем-то даже витиеватая архитектурная форма. На фасаде здания со времени его постройки красуются грозные каменные львы с кольцами в зубах. Сохранившиеся подлинные двери покрыты искусной резьбой.
Но настоящие загадки ждут нас внутри. Краевед Герман Беликов в книге «Град Креста» (2005 г.) описывает интерьер салона Леонидовых: «Массивные, с резными бронзовыми накладками двери открывались в тамбур с беломраморным полом, затейливым, из античной жизни, шлифованным рисунком стекол внутренних дверей и шатрообразным потолком, где на лазуритовом узоре искрились бронзовые звезды. Просторный и светлый коридор с… винтовой лестницей, ступени и перила которой, литые, узорные, вели на хоры парадного зала».
Кстати, сохранившаяся до сих пор винтовая лестница — один из важных масонских символов. Звезды на потолке — также характерный признак ложи. Историк тайных обществ Чарльз Гекерторн писал: «Ложа должна иметь своеобразный потолок, выкрашенный голубой краской и усеянный золотыми звездами, чтобы изображать небо». Исследователь Евгений Щукин в статье «Символы масонского храма» отмечает: «Покровом ложе служит звездное небо. Масоны стремятся духовно достигнуть его при помощи лестницы, которая называется Лестницей Иакова. Она состоит из многих поворотов, или витков, которые представляют собой различные добродетели».
Так что интерьер купеческого дома позволяет предположить, что там, скорее всего, собирались создать масонскую ложу. К сожалению, в официальных реестрах она не упоминается, но специфическое убранство особняка выдает его тайное предназначение.
Следы масонских церемоний
В пользу такого предположения говорит еще один удивительный факт из истории этого дома. В частной ставропольской коллекции хранится старинная винная бутылка, которая уже в наши дни была извлечена строителями во время ремонта из-под фундамента особняка. В Ставрополе это не первый случай обнаружения таких зодческих сюрпризов в основании старых зданий. «Когда в конце 70-х годов XX века, — пишет Герман Беликов, — ломали дома Булыгиных и Бенедиктовых, то в фундаменте первого дома рабочие нашли большую горсть серебряных монет и бутылочку с какой-то жидкостью, видимо вином. Это должно было, наверное, принести хозяевам материальное благополучие и радость жизни». Обычай закладывать в основание дома перед началом строительства бутылку вина и другие символы будущего изобилия был очень распространен до революции среди просвещенных ставропольских зодчих.
Очевидно, фундамент музыкального салона Леонидовых был ритуально благословлен вином перед закладкой. Этот строительный обряд восходит к древним масонским доктринам. Он часто проводился «вольными каменщиками» при постройке важных зданий. Историк Дэвид Овасон сообщает, что в 1793 году «братья» в США совершили такой ритуал при основании Капитолия: «Масонская церемония закладки краеугольного камня включает в себя помещение на этот камень зерна, вина и масла… Этот ритуал, похоже, был связан с идеей рога изобилия, с подношениями, которые были призваны снискать благосклонность или щедрость богов».
Очень может быть, что днем двери салона Леонидовых были открыты для любителей музыки, а с наступлением ночи там собиралась местная масонская ложа.