Не только крепость
Три дня по улочкам древнего Дербента прогуливалось двенадцать художников — не спеша, смакуя местный колорит. Осенью их работы окажутся на выставке в музее, а позже станут основой для сувениров и рекламной продукции.
— У нас огромный поток туристов. Хочется, чтобы они увозили с собой не только фотографии, но и что-то достойное Дербента, — говорит писательница и журналистка Полина Санаева, отвечающая за пиар города. — Когда я пригласила художников, то и не ожидала, что столько талантливых людей подпишется под этой идеей и вправду приедет. Здесь, в Дербенте, находится цвет современного дагестанского искусства.
Все гости арт-резиденции «Дербент сегодня» работают в разных техниках и направлениях: графики, живописцы, абстракционисты. Их задача — отобразить Дербент в момент его перерождения в туристическую столицу Кавказа.
— Очень часто я встречаю изображения старого Дербента, на которых показана в основном только крепость. Но город интенсивно меняется, особенно в последние годы, — объясняет Полина Санаева. — Идет реставрация и реконструкция отдельных домов, культурных памятников. Этот процесс неизбежен и очень стремителен. Происходит осовременивание древнейшего города, но при этом основной упор, конечно, делается на сохранение культурных ценностей и исторического облика Дербента.
«О, это же моя улица»
Пока художники только собрали материал: посетили разные части города, сделали эскизы и зарисовки. Основная работа начнется уже дома, в мастерских.
— Я достаточно часто приезжаю в Дербент, — рассказывает художница Наталья Савельева, — привозим сюда гостей отдохнуть, погулять да и похвалиться тем, что мы имеем. Но другое дело сейчас. Ты мыслишь знаками, концептами, идеями. Вчера, когда мы были на крепости, я уже не просто любовалась ею, я искала, как передать всю ее красоту так, чтобы это было именно по-моему, в моем стиле. Все-таки Нарын-Кала — визитная карточка Дербента, поэтому она будет присутствовать у многих в том или ином виде. А еще вид из крепости на город — сочетание крепостных стен и моря. И, конечно, архитектура: армянский храм, синагога, джума-мечеть.
— Мы фиксируем для себя детали, моменты, — объясняет художница. — Можно ведь не рисовать целиком здание, можно изобразить символ, который очень характерен для него. Один завиток — и все узнают сразу: «о, это же моя улица», «мое место», «а я живу через два двора».
Вместе с опытной Савельевой в древний город приехали две ее студентки — Карина Абакарова и Арина Ломакина.
— Атмосфера Дербента очень вдохновляющая, — делятся девушки. — Везде красиво, везде интересно. Зная, что картины будут использовать для открыток и сувениров, а не просто висеть в галереях, мы вырабатываем такой стиль, чтобы смотрелось удачно и понравилось туристам.
— Мы уже взрослые художники с собственными штампами, наработками, а у них, как у начинающих художников, иное, более свежее видение, — объясняет Наталья. — В итоге мы покажем интересный, разнообразный Дербент в разных техниках, разных стилях и разными изобразительными языками.
Дербент — это люди
— Когда говорил с друзьями по телефону, делился, что, как сейчас, такой «обстановки по кайфу» еще никогда не было, — рассказывает Закарья Закарьяев. — В этот раз даже аномальная жара не мешает. Тут совершенно иная атмосфера, все-таки чувствуется Восток.
«Точкой опоры» он выбрал лица людей.
— Всего не буду рассказывать, чтобы сохранить интригу. Возможно, я создам арт-объекты из дерева и металла.
— Лично я вдохновился здесь кухней, — шутит Магомед Дибиров. — Как социальный художник, я должен изобразить социальный символизм. Я остановился на проблеме сохранности города. Хотелось бы сохранить тот Дербент, которым он был много лет назад, хотя бы его часть, без современных технологий. У меня есть рисунок стены крепости, где вместо одного кирпича установлен кондиционер — здесь он символ того современного Дербента, который обшивают пластиком.
Будут и работы на тему туризма, говорит мастер: атмосфера располагающая.
— Очень ощутим контраст, когда ты из Хасавюрта приезжаешь в Дербент. Там другая ментальность, а здесь даже таксисты такие степенные, никуда не спешат: не выедет, пока чай не допьет, пока салам-алейкум не скажет, — смеется художник. — Конечно же, без людей у меня нет творчества. Есть еще одна работа, созданная из личных наблюдений, назвал ее «Переход».
С тем, что главное — это не дома и стены, а люди, согласен и Магомед Моллакаев.
— Гуляешь по улицам, смотришь, как живут люди, как двигаются, что говорят, замечаешь их характеры. Весь этот шум наполняет город. Когда нет людей и нет шума, город мертвый. Поэтому в моих работах обязательно будет особое внимание людям, наполняющим улицы Дербента. Может быть, это будут портреты, но сначала все это надо прожить и пережить. Скорее всего, до выставки я приеду сюда вновь — и не раз.
Работы участников арт-резиденции осенью будут представлены на выставке в Музее истории мировых культур и религий Дербента. В планах организаторов — сделать подобные проекты ежегодными. Возможно, в следующий раз изучать Дербент приедут художники уже со всего Северного Кавказа.