В 2022 году Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) стал лидером среди российских портов на Каспии по темпам роста перевалки сухих и генеральных грузов. С каждым годом он отгружает все больше зерна, цемента, а также штучных и упакованных грузов (именно они называются генеральными). Порт во многом уникален. К сожалению, на экскурсию туда не попасть, но мы собрали для вас самые интересные факты об одном из старейших на Северном Кавказе предприятий, с которого, собственно, и начиналась Махачкала.
Сколько лет порту?
Официальная дата открытия — 1870 год, однако некоторые краеведы придерживаются другой точки зрения. «Положение об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на северо-западном берегу Каспийского моря» было утверждено в 1857 году — с этого времени и ведет свою официальную историю Махачкала. Согласитесь, странно было бы называть Петровск портовым городом без наличия в нем порта. Первым официальным портовым сооружением стал маяк, и сегодня стоящий на горе Анжи-арка (кстати, именно с ее склонов можно разглядеть порт). Маяк заработал в 1866 году, заменив предыдущий, построенный 14 годами ранее.
Отцом-основателем порта следует считать военного инженера Адольфа Фалькенгагена. Он стал победителем конкурса на лучший проект порта на Каспии, объявленного в 1859 году Министерством путей сообщения России. Интересный факт: сразу после объявления конкурса дома в Петровске подорожали чуть ли не втрое!
К слову, благодаря дневникам Фалькенгагена стало известно, что для строительства двух молов от каменоломни до побережья была проложена узкоколейная ветка железной дороги, ставшая первой железной дорогой не только в Дагестане, но и на всем Кавказе.
Порт-рекордсмен
Но у Махачкалинского морского торгового порта не только славное прошлое. Он и в настоящем продолжает занимать лидирующие позиции среди портов Каспия.
Начнем с того, что ММТП — это единственный незамерзающий порт России на Каспии и самый глубоководный из трех российских портов, расположенных на Каспийском море. Первая российская железнодорожная паромная переправа на Каспии тоже была построена в Махачкалинском порту в 2002 году для обеспечения прямого железнодорожного сообщения с портами Казахстана, Туркмении и Ирана.
Порт Махачкалы — единственный на Каспии, способный обработать любые грузы до 7 тысяч тонн в сутки (это максимальная грузоподъемность судов, ходящих по Каспийскому морю). Основа порта — сухогрузная гавань, объединяющая в себе причалы для навалочных грузов и контейнеров, железнодорожный, автопаромный и зерновой терминалы. Ежегодно порт может принять и обработать около тысячи железнодорожных составов. Кроме того, в порту имеется нефтегавань.
Численность работников порта приближается к 500 человек, треть из которых трудятся на предприятии более 20 лет. Еще один «портовской» рекорд — самая низкая текучесть кадров в республике на протяжении последних 50 лет.
Круизы и инвесторы
Единственное, чего сегодня не хватает ММТП, — это возможности принимать пассажирские суда (как круизные, так и прогулочные). Связано это с тем, что в порту отсутствует пограничный пассажирский пункт пропуска и причал, предназначенный для приема пассажирских судов. Правда, руководство порта уверяет, что с причалом проблем не возникнет, если будут решены вопросы с пограничниками. Власти Дагестана давно мечтают о развитии круизного туризма и морских маршрутах между Астраханью, Махачкалой, Каспийском, Дербентом, Баку, но пока причалы строятся только для военных судов Каспийской флотилии.
Итоги работы порта в 2022 году достаточно неоднозначны: с одной стороны, значительно увеличилось количество обработанных сухих грузов, с другой — сильно просела перевалка нефти. Это напрямую связано с экономическими санкциями, наложенными на Россию, объясняют в порту. Швейцарско-голландский нефтетрейдер «Витол» с 24 февраля 2022 года прекратил отгрузку в Россию туркменской нефти. В результате объемы перевалки нефти упали на 41%.
Собственником ММТП сегодня является государство. Но в порту ожидают, что уже в этом году на предприятие придет частный инвестор. Все документы, необходимые для проведения процедуры приватизации порта, подготовлены.